Народный артист СССР (1949). Учился в студии при Театре ХПСРО под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского (педагоги А. П. Зонов и В. М. Бебутов); здесь же сыграл первую роль (Шут — "Виндзорские проказницы"). После окончания студии (1919) был актёром Первого передвижного фронтового театра, Театра им. Сафонова, Опытно-героического театра, Театра им. Мейерхольда, Бакинского рабочего театра, Реалистического театра и др. В 1931—37 работал в московском Камерном театре. Здесь Жаров создал одну из своих крупнейших работ — образ Алексея в "Оптимистической трагедии" (1933). Органически сочетая в этой роли характерные, комедийные черты с героическим и трагедийным, Жаров показывал широту, самобытность натуры Алексея, его внутреннюю силу. Это был талантливый человек, мучительно ищущий правду жизни, старающийся понять её сущность. С 1938 Жаров—в труппе Малого театра. Творчество Жарова отмечено обаянием тёплого сочного юмора, заразительностью, непринуждённостью исполнительской манеры, народностью. Наряду с комедийными ролями Жаров проникновенно, строго и сдержанно сыграл Харитонова ("За тех, кто в море" Лавренёва, Государственной премии СССР, 1947), создал глубоко человечный образ Митрича ("Власть тьмы", 1956), тонко, с грустной иронией исполнил роль Лебедева ("Иванов" Чехова, 1960). Выступает как режиссёр; пост. спектакли: "Очная ставка" Шейнина и бр. Тур (1938, Камерный театр), "Голос Америки" Лавренёва (1950, Малый театр, совместно с В.Ф. Дудиным), "Браконьеры" Раннета (1961, там же. роль Ягуба). Жаров— один из крупнейших советских киноактёров (снимается с 1924): Жиган ("Путёвка в жизнь"), Кудряш ("Гроза"), Меньшиков ("Пётр Первый"), Дымба (трилогия о Максиме) и др. Государственная пр. СССР (1941, 1942).
Роли: Передвижной фронтовой театр и Театр им. Сафонова— Тринкуло ("Буря" Шекспира), Лепорелло ("Каменный гость" Пушкина), Звездочёт ("Золотой петушок" по Пушкину), Дринкоутер ("Капитан Брансбоунд" Шоу); Опытно-героический театр — Кудряш и Тихон ("Гроаа"), Шанбурси ("Копилка" Лабиша), Анучкин ("Женитьба"); Бакинский рабочий тр — Солдат ("Любовь Яровая"), ВаськаОкорок ("Бронепоезд 1469"); Малый театр—Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Гололоб ("Сотворение мира" Погодина), Иннокентий ("Сердце не камень" Островского), Лавров ("Тайная война" Михайлова и Самойлова), Кидд ("Голос Америки" Лавренёва), Прохор ("Васса Железнова"), Фролов ("Северные зори" Никитина), Татарников ("Деньги" Софронова), Маршалов ("Весенний гром" Д. Зорина).
Марков П.А., ред. Театральная энциклопедия. Т.3. М., 1964. С.664