МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Асенкова Варвара Николаевна
Годы жизни: 1817г. - 1841г.
актер

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Гердт Зиновий Ефимович
Плисецкая Майя Михайловна
Ефремов Олег Николаевич
Быстрицкая Элина Авраамовна
Коршунов Виктор Иванович

Современники
Тон Константин Андреевич
Бруни Федор Антонович
Истомина Авдотья Ильинична
Брюллов Карл Павлович
Мочалов Павел Степанович

В той же профессии
Москвин Иван Михайлович
Фокин Михаил Михайлович
Саруханов Юрий Ильич
Ильинский Игорь Владимирович
Гарин Эраст Павлович


Произведение
Церковь Василия на Горке в Пскове
Церковь Василия на Горке в Пскове


Персоналия
Росси Карл Иванович
Росси Карл Иванович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

В 1828 поступила в Петербургское театральное училище, откуда вынуждена была уйти в 1830, так как, по мнению дирекции, "необыкновенных способностей не оказала". Училась в частном пансионе, но, не закончив его, подготовилась к поступлению на сцену под руководством И. И. Сосницкого. 21 января 1835 с большим успехом дебютировала на сцене Александрийского театра в ролях Роксоланы (водевиль Фавара "Сулейман II, или Три султанши") и Мины (водевиль Скриба "Лорнет"); в состав труппы была зачислена в феврале 1836. Асенкова была блестящей исполнительницей ролей в водевилях. Наряду с ролями молодых героинь она с большим мастерством играла мальчиков-подростков: юнкер Лелев ("Гусарская стоянка, или Плата той же монетой" Орлова, 1835), Карл II ("Пятнадцатилетний король", 1838) и др.; была одной из лучших исполнительниц ролей "травести" на русской сцене. Ее игра отличалась естественностью, изяществом, умом, обаянием. Преодолевая бессодержательность водевильного репертуара, Асенкова создавала живые характеры, вносила в своё исполнение психологическую правду, лиризм и драматичность, предвосхищая реалистические тенденции искусства А. Е. Мартынова. Исполняла роли Марии Антоновны в первом представлении "Ревизора" Гоголя (19 апр. 1836) и Софьи в "Горе от ума" Грибоедова (1839).
    Гуманизм творчества актрисы, присущие ей душевная глубина и эмоциональность полнее всего раскрылись в драматических ролях: Мальвина ("Мальвина, или Урок богатым невестам", переделка с французского Д. Ленского), Эсмеральда ("Эсмеральда, или Четыре рода любви" по роману Гюго "Собор парижской богоматери", 1837), Офелия и Корделия ("Гамлет", 1837, и "Король Лир", 1838), Дочь мельника ("Русалка" Пушкина в переделке А. А. Шаховского) и др. Однако дирекция предпочитала использовать Асенкову как водевильную актрису, поскольку её талант и слава обеспечивали успех этому развлекательному жанру, усиленно насаждавшемуся в ту эпоху. Напряжённая работа (Асенкова играла почти каждый день и разучивала еженедельно по 2—3 новые роли) надломила ее здоровье. Последний раз она выступила 16 февраля1841. Умерла от чахотки. Н.А. Некрасов посвятил ей стихотворения "Офелия" и "Памяти А-ой".

Мокульский С.С., ред. Театральная энциклопедия. Т.1. М., 1962. С.320









 



  (c) портал "Культура России"