МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Сомов Константин Андреевич
Годы жизни: 1869г. - 1939г.
художник

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы

В том же виде искусств
Иванов Александр Андреевич
Федотов Павел Андреевич
Айвазовский Иван Константинович
Васильев Григорий Васильевич
Ге Николай Николаевич

Современники
Брюсов Валерий Яковлевич
Волошин Максимилиан Александрович
Кустодиев Борис Михайлович
Щуко Владимир Алексеевич
Фокин Михаил Михайлович

В той же профессии
Грек Феофан
Рублев Андрей
Аргунов Иван Петрович
Рокотов Федор Степанович
Боровиковский Владимир Лукич


Произведение
Церковь Петра и Павла в Кожевниках
Церковь Петра и Павла в Кожевниках


Персоналия
Иванов Вячеслав Иванович
Иванов Вячеслав Иванович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Константин Андреевич Сомов родился в Петербурге 18 ноября 1869 года. Он был сыном хранителя Эрмитажа и редактора "Вестника изящных искусств", знатока живописи и гравюры А. И. Сомова.
    С детства мальчик мечтал стать живописцем. Получив общее образование в частной гимназии К. И. Мая, молодой человек поступил в Академию художеств, где с 1894 по 1897 год учился у И. Е. Репина. В феврале 1897 года, не закончив Академию, Сомов уезжает в Париж, а
с осени 1899 года надолго поселяется в Петербурге. Еще в гимназии тесная дружба связала его с А. Бенуа, с В. Нувелем, Д. Философовым, а позднее с С. Дягилевым — организаторами общества "Мир искусства".
    "Мир искусства" был неоднородной организацией, противоречивой по идейным установкам, как и многие другие художественные группировки, возникшие на рубеже XX века. Для Сомова в живописи важнейшим и драгоценнейшим был "культ красоты", который ассоциировался с созерцательным отношением к миру и, прежде всего, к миру вещей. Он наблюдал мир из какого-то искусственно созданного им "прекрасного далека". Он лишь "любовался" этим миром, будучи тонким знатоком старины, человеком высокоразвитого вкуса.
    Уже в мастерской И. Е. Репина "способный юноша", как его называл учитель, проявил разные стороны своего таланта. Он рисовал очаровательных арлекинов и дам XVIII века среди искусственных боскетов, и в его маленьких изящных работах возникал любопытный мир прошлого.
    В раннем пейзаже "В августе" (1898, местонахождение неизвестно), исполненном пастелью, сильный ветер смешивает ветви и листья деревьев в единую массу и, кажется, что со следующим порывом все улетит в неведомую даль. Люди. деревья, прудок, кружево линий, мелкие детали—все реально, но все подано в таком необычном аспекте, стиль выразительными художественными средствами, что возникает ощущение причудливого сна, фантазии, символики.
    Быть может, не осознавая этого до конца, Сомов с горьким иронией смотрел на окружающее, и в его иронии была жестокая правда. В современной жизни художник почувствовал дух мещанства. В его картинах живут маленькие, надломленные жизнью, люди. В розовых, серебристых, голубых, лиловых шелках, в пышных кринолинах, в обстановке стиля ампир сидят и лежат усталые, забывшиеся в сновидениях дамы ("Дама в розовом", 1903, ГТГ; "Спящая", 1909, ГТГ). Влюбленные пары и маленьких полотнах Сомова говорят шепотом, осторожно и незаметно передают записки, украдкой целуются. И "вечная" тема любви, жарких страстей охлаждается насмешкой.
    В картине "Эхо прошедшего времени" (1903, ГТГ) изображена элегантная дама в платье, похожем на пенистую волну, с газовой наколкой на голове. Она сидит в несколько искусственной позе и напоминает куклу с большими застывшими глазами, с тонко очерченными бровями м губами. В ее поблекших щеках, припухших веках, в сухой пергаментной коже притаилась старость. За дверью балкона солнечно и знойно, а в глубине тенистой комнаты холод и сырость. Тлен. "Эхо прошедшего времени" — не ирония, а горечь и печаль. Тоска, болезненность все больше проступают и в сериях его "арлекинад" ("Фейерверк", "Пьеро и Коломбина", "Арлекин и дама"). Критик С. Эрнст писал о Сомове: "От его искусства поднимается острый запах осыпающихся роз и тления".
    Когда К. Сомов обращался к портретному жанру, в нем чувствовался ученик И. Е. Репина и достойный современник В. А. Серова. "Серия портретных работ Сомова, — писал А. Н. Бенуа, - будет говорить о нашем времени такие же полные и верные слова, как говорят рисунки Гольбейна".
    Известны многие портретные работы художника: портреты отца — искусствоведа А. И. Сомова (1897, ГРМ), А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901, ГРМ). А. Блока (1907, ГТГ), А. Кузмина (1909. ГТГ), М. Добужинского (1910, ГТГ), Е. Лансере (1907, ГТГ), В. Иванова (1909, ГТГ), В. Нувеля (1914, ГРМ) и другие.
    От Репина у Сомова — умение раскрыть остро индивидуальное, неповторимое в характере человека через жест, позу, мимику, но в интересе к внутреннему процессу жизни он ближе творчеству В. Серова.
    В знаменитом портрете "Дама в голубом" (1900, ГТГ), где изображена рано умершая художница Е. М. Мартынова, Сомов поднялся до глубокого психологизма: в руках женщины книга, но думы далеко от прочитанного и от всего, что ее окружает, она одинока и печальна. За ней — густая зелень парка, пруд, вблизи — молодой человек с задумчивым взглядом. Всюду царят безмолвие, молчание и тишина. Все обращено "внутрь". В скорбных темно-синих глазах застыл немой вопрос.
    Портреты Сомова — яркая страница в развитии реалистического искусства XX века. И не только портреты, но и пейзажи. Пламенеющий ли "Костер", сюита ли времен года ("Осень", "Весна", "Лето", "Лето. Радуга") — все они лирически проникновенны, романтичны. Сочетание декоративности и филигранной графичности соответствует обобщенному, порой символическому образу. Бенуа и Остроумова-Лебедева вспоминали, что особой изысканностью отличалась ювелирная техника-художника, орнаментальное мастерство, и, вместе с тем, Сомон восхищал современников декоративным чувством цвета.
    В творчестве Сомова видны черты, необычайно характерные для его эпохи, которую так остро оценил и понял один из организаторов "Мира искусства" С. П. Дягилев: "Мы живем в страшную пиру перелома; мы осуждены умереть, чтобы дать воспрянуть новой культуре, которая возьмет от нас то, что останется от нашей усталой мудрости. Это говорит история, то же подтверждает эстетика. Мы свидетели величайшего исторического момента итогов и концов во ими новой неведомой культуры". <…>
    Умер К. А. Сомов в Париже в 1939 году.

50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.238









 



  (c) портал "Культура России"