МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Серебрякова Зинаида Евгеньевна
Годы жизни: 28.11.1884 - 1967г.
художник

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы

В том же виде искусств
Грек Феофан
Рублев Андрей
Аргунов Иван Петрович
Рокотов Федор Степанович
Боровиковский Владимир Лукич

Современники
Пудовкин Всеволод Илларионович
Маяковский Владимир Владимирович
Довженко Александр Петрович
Саруханов Юрий Ильич
Зощенко Михаил Михайлович

В той же профессии
Бруни Федор Антонович
Брюллов Карл Павлович
Иванов Александр Андреевич
Федотов Павел Андреевич
Айвазовский Иван Константинович


Произведение
Спас
Спас


Персоналия
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Мейерхольд Всеволод Эмильевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в усадьбе Нескучное (под Харьковом). Отец — Евгений Александрович Лансере — был известным скульптором. Мать — Екатерина Николаевна — происходила из семьи Бенуа, хорошо рисовала. Талантливым архитектором был и один из братьев Зинаиды Евгеньевны — Николай Евгеньевич. Значительное место в русском и советском искусстве принадлежит второму брату художницы — Евгению Евгеньевичу Лансере, видному мастеру монументальной живописи и графики.
    Детство и юность Серебряковой прошли
в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа, и в Нескучном. В семье все жили искусством, это было настолько привычным, что особая одаренность девочки и ее настойчивое желание стать художницей никого не удивляли.
    Годы учения Серебряковой оказались непродолжительными. В 1901 году она несколько месяцев занимается в художественной школе, которой руководил И. Е. Репин, а затем в мастерской О. Э. Браза.
    В первых же работах 3. Е. Серебряковой, появившихся на выставке 1909 года, определились ее самостоятельный почерк, стиль и круг интересов.
    Успех у широкой публики Серебряковой принес автопортрет "За туалетом" (1909, ГТГ), впервые показанный на большой выставке Союза русских художников в 1910 году.
    "Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши... и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем... Как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо... Здесь нет и следа какой-нибудь модернистической утонченности. Но простая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной", — писал о картине А. Н. Бенуа.
    За автопортретом последовали "Купальщица" (1911, ГРМ), портрет Е. К. Лансере (1911, частное собрание), портрет матери, Е. Н. Лансере (1912, ГРМ), поражающие зрелостью, строгостью композиции.
    Расцвета творчество Серебряковой достигает в 1914—1917 годах. Она создала в этот период серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и милой ее сердцу русской природе: "Крестьяне" (1914—1915, ГРМ), "Спящая крестьянка" (частное собрание).
    Особенно значительным произведением тех лет является "Беление холста" (1917, ГТГ), здесь раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста. Фигуры крестьянок, изображенные на фоне неба, кажутся особенно величественными и мощными благодаря низкому горизонту. Цветовая композиция, построенная на сочетании крупных плоскостей красного, зеленого, коричневого, придает небольшой картине характер монументально-декоративного полотна, выглядит как часть величественного фриза. Это великолепное произведение звучит песней славы крестьянскому труду.
    Серебрякова входила в объединение "Мир искусства"; избираемые ею народные темы, гармония, мощная пластика, обобщенность живописных решений выделяют художницу среди остальных мастеров этой группы.
    Когда в 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе наряду с Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиевым, М. В. Добужинскими 3. Е. Серебрякову. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Страны представлены ею аллегорически в виде прекрасных женщин. Одновременно были начаты композиции на темы античных мифов.
    Особенно увлекала художницу работа над автопортретами: в них наивное кокетство девушки, повязавшей голову пестрым шарфом, сменялось то выражением чувства материнской радости, то нежной поэтической грустью.
    Многим планам художницы не суждено было сбыться. Внезапно от тифа умирает муж Зинаиды Евгеньевны (Борис Александрович Серебряков, инженер-путеец), на ее руках остались мать и четверо малышей. В 1920 году семья переезжает в Петроград. Старшая дочь Татьяна поступила в балет, и с этой поры в творчестве Серебряковой тема театра стала постоянной. Диапазон творчества сузился: чаще всего художница изображала балерин перед спектаклем и, несмотря на достоинства и красоту этих работ, они, безусловно, не могли удовлетворить мастера.
    Осенью 1924 года Серебрякова уехала в Париж, получив заказ на большую декоративную роспись. По окончании работы она намеревалась вернуться, но осталась во Франции.
    Годы, проведенные за пределами России не принесли Серебряковой радости и большого творческого удовлетворения; они полны тоски по родине. Ее работы, созданные после 1924 года, свидетельствуют о том. что и на чужбине художница постоянно стремилась к своей любимой народной теме, оставалась верной реалистическому искусству.
    Зинаида Евгеньевна много путешествовала. И в Бретани (Франция) и в Алжире, и в Марокко. Особенно выделяются портреты крестьян и рыбаков Бретани. Работы этого периода отличаются артистизмом, остротой характеристик, в них нет и тени поверхностной экзотичности, даже если это необыкновенная красочность Африки.
    В пейзажах и портретах последнего периода прежде всего ощущается личность художницы, ее влюбленность в прекрасное, будь то природа или человек. И все же было утрачено нечто самое главное — связь с близким и родным.
    В 1966 году в Ленинграде и Киеве состоялась большая выставка произведений Серебряковой. Много произведений Серебряковой приобрели и музеи нашей страны.
    В 1967 года в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.248









 



  (c) портал "Культура России"