МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Иванов Сергей Васильевич
Годы жизни: 04.07.1864 - 06.08.1910
художник

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы

В том же виде искусств
Рублев Андрей
Аргунов Иван Петрович
Рокотов Федор Степанович
Боровиковский Владимир Лукич
Тропинин Василий Андреевич

Современники
Толстой Лев Николаевич
Репин Илья Ефимович
Лавровская Елизавета Андреевна
Федотова Гликерия Николаевна
Васнецов Виктор Михайлович

В той же профессии
Аргунов Иван Петрович
Рокотов Федор Степанович
Боровиковский Владимир Лукич
Тропинин Василий Андреевич
Венецианов Алексей Гаврилович


Произведение
Бушуев И. Сабля и ножны. Россия, Златоуст
Бушуев И. Сабля и ножны. Россия, Златоуст


Персоналия
Рубинштейн Антон Григорьевич
Рубинштейн Антон Григорьевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Сергей Васильевич Иванов родился 4 июля 1864 года в городе Рузе Московской губернии в семье акцизного чиновника. Художественные наклонности у мальчика проявились рано, отец, однако, считал, что художника из сына не выйдет, разве что "маляр, вывески мазать". Не видя разницы между живописью и черчением, он прочил сына в инженеры и решил отдать его в Константиновский межевой институт. Туда и поступил Иванов в 1875 году после окончания уездного училища. Институт тяготил его, и по совету П. П. Синебатова, сослуживца отца, "вечного студента" Академии художеств, Иванов как "вольный посетитель сверх контингента" с осени 1878 года начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В следующем году он поступает в Училище и оставляет Межевой институт. С 1882 года Иванов — в Петербургской Академии художеств. А к следующему году относится его первая картина "Слепцы" (Свердловская картинная галерея), которая появилась в результате путешествия по Самарской и соседним с нею приволжским губерниям. Очевидно, к этому периоду восходят истоки интереса художника к "переселенческому" быту.
    Занятия в Академии проходили успешно, однако неудовлетворенность академическими порядками и материальные затруднения вынудили Иванова, уже перешедшего в последний, натурный, класс, покинуть Академию и приехать в Москву. Иванов возвращается в Училище, которое в свое время не окончил. К последнему периоду обучения относятся картины "Больная" (1884, местонахождение неизвестно), "У кабака" (1885, местонахождение неизвестно), "К помещице с просьбой" (1885, местонахождение неизвестно), "У острога" (1884—1885, ГТГ), "Агитатор в вагоне" (1885, Гос. музей Революции СССР). Направленность произведений молодого художника вполне очевидна. Его глубоко интересует жизнь крестьян; в последней из названных картин Иванов впервые обращается к образу революционера, но показывает его среди крестьян. Формируется и живописный почерк художника; наиболее удачной, лаконичной, выразительной по звучанию цвета представляется картина "У острога".
    Художника все больше влечет тема "переселенчества", и, испросив в Московском художественном обществе свидетельство на "проезд и жительство" в ряде губерний от Московской до Оренбургской, Иванов расстается с училищем, не получив даже свидетельства на звание учителя рисования. С этого времени Иванов становится своеобразным летописцем трагического явления в жизни русского пореформенного крестьянства, о котором писал В. И. Ленин: "Разоренные, обнищавшие, голодные массы... центра — "сердца" России, метнулись на переселение...".
    Известный художественный критик Сергей Глаголь так рассказывает об этом периоде жизни и творчества Иванова: "...Десятки верст прошел он с переселенцами в пыли русских дорог, под дождем, непогодой и палящим солнцем в степях, много ночлегов провел с ними, заполняя свой альбом рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами, и в голове его сложился ряд картин, действительно способных нарисовать эпопею русских переселений". В картинах и рисунках Иванова предстают ужасающие сцены переселенческой жизни. Надежда и отчаяние, болезни и смерть рядом с людьми, странствующими по просторам России. Наиболее впечатляющей является картина "Об ратные переселенцы" (1888, Республиканский художественный музей Коми АССР, Сыктывкар), в которой остро ощущается трагизм положения крестьянина. Логическим следствием безысходного существования является судьба одного из таких обездоленных, запечатленная Ивановым в картине "В дороге. Смерть переселенца" (1889, ГТГ).
    Следующим разделом социальной эпопеи Иванова была "арестантская серия". Работа над ней по времени иногда смыкалась с "переселенческим циклом"; тогда же художник создал и "Бунт в деревне" (1889, Гос. музей Революции СССР). Следовательно, в сознании художника явления жизни народа России того времени соединялись в звенья единой цепи:
    нищета и бесправие "на земле", переселенчество со всеми тяготами, остроги, тюрьмы, ссылки, и, наконец, крестьянские бунты. Очевидно также, что к арестантам, каторжникам, беглым художник не относился как к "разбойным людям", он понимал социальные причины, которые в конце концов привели к тюрьме и ссылке. Иванов не имел возможности встречаться с "политическими", которыми были наводнены тюрьмы царской России, но он сумел разглядеть душу человека и среди "уголовников". Когда он поближе познакомился, поговорил "со многими из этого отверженного, бритого, ошельмованного люда...", для него "стало ясно, что большинство, несмотря на свои многолетние странствования из острога в острог и из России в Сибирь и обратно, вовсе не так испорчены и вовсе не представляют из себя отбросов и паразитов общества".
    С большой выразительностью передано художником состояние беглого крестьянина, пробравшегося к родному дому, откуда ему вновь придется уходить, спасаясь от преследования ("Беглый", эскиз, 1886, ГТГ). С нескрываемой симпатией пишет Иванов красивого чернобородого крестьянина, одного из братьев Мироновых, "идущих на поселение в Сибирь за нанесение побоев уряднику и понятым". Психологически точны характеры в картине "Бродяга" (1890, местонахождение неизвестно), где равнодушие жандарма сопоставлено с настороженностью арестанта. Гнетущее впечатление производит картина "Отправка арестантов" (1889, Гос. музей Революции СССР). Во многом это определяется композиционным строем полотна: большой унылой темно-зеленой плоскостью арестантского вагона, грязновато-серыми тонами вокзальной арки, темно-красной стеной, потемневшим снегом и коричневатой толпой провожающих. Картина "Этап" (1891, картина погибла, вариант в Саратовском гос. художественном музее им. А. Н. Радищева) словно подытоживает "арестантскую серию". ...В резком ракурсе показаны лежащие тела, закованные в кандалы ноги. И среди поверженных в тяжком сне выделяется лицо бритоголового арестанта. Картина приобретает необычайную выразительность благодаря особому композиционному приему—ее "кадровое" построение акцентирует сцену из арестантской жизни.
    С середины 90-х годов начинается новый период в творчестве художника, связанный с созданием исторических произведений. В исторической живописи Иванова есть черты, роднящие его с искусством Сурикова и Рябушкина. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты ("Смута", 1897, Музей-квартира И. И. Бродского, Ленинград; "По приговору веча", 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров, и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Иванов чутко улавливает живописные искания времени; его произведения этих лет приобретают особую колористическую звучность.
    С большим увлечением работает Иванов над образами предводителей народных восстаний — Степана Разина и Емельяна Пугачева.
    На передвижной выставке 1901 года (художник был принят в Товарищество в 1899 году) Иванов выступает с картиной "Приезд иностранцев в Москву XVII столетия" (ГТГ). В ней переданы различные оттенки отношения горожан к заезжему гостю: недоверчивость, удивление, наивное любопытство; ощущается особый исторический аромат в изображении характеров, в подаче деталей, в великолепном зимнем пейзаже. Сочность колорита ассоциируется с нашим представлением о многоцветье красок. На выставке "Союза 36-ти", ядра будущего Союза русских художников, учредителем и Деятельным участником которого был Иванов экспонировалась его картина "Царь. XVI век" ...такои же, что и в картине "Приезд иностранцев", зимний день. Только нет любопытствующих, все пали ниц. И по этому своеобразному "коридору", мимо уткнувшихся в снег людей, торжественно шествуют гридни (царские стражи) в красных кафтанах. На богато украшенной лошади возвышается царь, толстый, неуклюжий, с поднятым кверху, бессмысленным напыщенным лицом.
    По-разному оценили картину в печати. Одни увидели в поверженных фигурах, в сиянии царских одежд "осанистое сознание величия момента", другие недоумевали: "в лице царя мало царского, это скорее хорошо откормленный купчина в царском одеянии". "Московские ведомости" усмотрели в "отвратительном пасквиле Иванова" карикатуру на русского царя. Зимой 1903 года на первую выставку Союза русских художников одновременно с картиной "Забастовка" Иванов представил "Поход москвитян. XVI век" (ГТГ). И вновь - ощущение зимнего морозного дня; его оживляет шумно движущееся воинство, сильное, энергичное, напористое; остаются в памяти яркие народные типы.
    В 1910 году Иванов заканчивает картину "Семья" (ГТГ), над которой работал много лет. Если "Поход москвитян" и ряд других произведений художника ближе суриковским полотнам, то "Семья" более сродни картинам Рябушкина, в которых художник любуется русским патриархальным бытом. Интерес Иванова к истории выявляется и в иллюстрациях к "Тарасу Бульбе", и в картинах-таблицах на исторические темы, выполненных для издательства И. Н. Кнебеля.
    Гражданственность творчества Иванова наиболее полно раскрылась во время революции 1905—1907 годов. Еще в 1903 году на выставке Союза русских художников появляется картина "Забастовка" (Гос. музей изобразительных искусств Узбекской ССР, Ташкент), где впервые в русской живописи показан восставший пролетариат. К 1905 году относится одно из наиболее впечатляющих произведений историко-революционного жанра — "Расстрел" (Гос. музей Революции СССР). Емкость живописных средств, достигнутая здесь Ивановым, заставляет глубоко проникнуться изображенной трагедией. Поиски художника, проявившиеся в ранней картине "У острога", а затем в полотне "Бунт в деревне", воплощены в "Расстреле" с необычайной остротой.
    Пустая серая площадь, стиснутая громадами зданий, разделяет солдат и демонстрантов. Залп. И первые жертвы упали на мостовую. В лучах заходящего солнца зловещими кажутся цветовые контрасты фасадов и торцов зданий: фиолетовый, желтый, багровый, коричневый. Трагическими аккордами на ровно освещенной площади звучат пятна одежд убитых — синее и темно-красное. Отчетливо передан смысл происходящего: мужество идущих с красным знаменем навстречу смерти и жестокость карателей.
    С картины "Расстрел" Иванов сделал великолепный офорт (ГМИИ); в этой технике выполнено и другое произведение на историко-революционную тему: "У стенки. Эпизод 1905 года". "Победители" — так саркастически назвал художник свою акварель (1905, Гос. музей Революции СССР), в которой показаны результаты "победных" действий царских прислужников: заснеженная площадь, трупы и бегущая женщина с маленькой девочкой, охваченной ужасом. Смысл царского манифеста о "свободах" Иванов раскрыл в рисунках
    "Усмирители", "Обыск". 20 октября, в день похорон Н. Баумана, художник был вместе с охранявшими университет от полиции. В рисунках и эскизах Иванова запечатлена эта ночь в университете, который студенты превратили в лазарет. Сохранился также альбом набросков к картине "Похороны Баумана".
    Большое место в жизни Иванова занимала педагогическая деятельность. Одиннадцать лет преподавал он в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище. Многие советские художники обязаны ему становлением своего таланта.
    Иванов был художником яркого, своеобразного дарования. История России в прошлом и настоящем, "движение жизни" к будущему глубоко раскрыты в его произведениях. Он многое сделал, этот скромный человек, "органически не любивший где бы то ни было выдвигаться на первый план".
    Умер С. В. Иванов в возрасте сорока шести лет, 6 августа 1910 года.

50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.264






В дороге. Смерть переселенца




 



  (c) портал "Культура России"