МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Шумский Сергей Васильевич
Годы жизни: 1820г. - 1878г.
актер

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Немирович-Данченко Владимир Иванович
Алексеев Константин Сергеевич
Комиссаржевская Вера Федоровна
Преображенская Ольга Иосифовна
Шаляпин Фёдор Иванович

Современники
Тон Константин Андреевич
Мочалов Павел Степанович
Айвазовский Иван Константинович
Тургенев Иван Сергеевич
Серов Александр Николаевич

В той же профессии
Федотова Гликерия Николаевна
Ленский Александр Павлович
Алексеев Константин Сергеевич
Шаляпин Фёдор Иванович
Москвин Иван Михайлович


Произведение
Церковь Спаса в Уборах
Церковь Спаса в Уборах


Персоналия
Фомин Иван Александрович
Фомин Иван Александрович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Настоящая фамилия Шумского — Чесноков. Фамилию русского актера XVIII века Шумского он взял, сыграв роль этого актера как персонажа комедии Н. И. Хмельницкого "Первый дебют актрисы Троепольской". С. В. Шумский не обладал идеальными сценическими данными: он был невысокого роста, с глуховатым голосом и далеко не безупречной дикцией. Но у него были огромные, необыкновенно выразительные глаза. "Природа, лишив его всех необходимых для актера внешних качеств и словно сознавая свою вину, удесятерила силу самых выразительных глаз и наградила таковыми Шумского. Глаза заменяли Шумскому все: красоту лица и фигуры, силу и приятность голоса и даже ясность произношения. При появлении Шумского на сцене зритель помимо воли подпадал под власть его магнетических глаз и прощал и даже забывал о всех его недостатках" ),— вспоминал А. П. Ленский.
    В 1841 году, после окончания театрального училища, Шумский входит в труппу Малого театра. В первые годы ему приходится исполнять в основном водевильные роли. Публика хорошо принимает молодого актера, с легкостью и изяществом изображающего то молодых озорных людей, то комических стариков. Но и успех у публики не может заглушить чувства неудовлетворенности репертуаром, и в 1847 году Шумский по совету Щепкина поступает в Одесский театр.
    Только через три года актер вновь и уже навсегда возвращается на сцену Малого театра. Репертуар его становится теперь намного серьезнее, шире и разнообразнее.
    В 1850 году Шумский с успехом сыграл Кочкарева в "Женитьбе" Гоголя.
    Следующее значительное достижение артиста — образ Хлестакова (1851). Шумский был первым Хлестаковым, который заслужил одобрение самого Гоголя.
    В 1855 году актер играет Кречинского в комедии Сухово-Кобылина. Он изображает героя человеком светским, прекрасно воспитанным, с благородными манерами и вместе с тем обладающим расчетливостью, самоуверенностью умного мошенника.
    Делая Кречинского человеком света, Шумский достигал большой социальной остроты образа, подчеркивал глубину нравственного падения героя.
    Интереснейшая страница в творчестве Шумского — роли Островского. Вначале Шумский относится к драматургу критически. Но в 1853 году он с успехом играет роль Вихорева в комедии "Не в свои сани не садись" и Добротворского в "Бедной невесте". А вскоре делается актером, постоянно играющим в пьесах Островского, и создает шедевры сценического искусства. Таковы его Жадов в "Доходном месте", Оброшенов в "Шутниках". Иначе, видимо, и не могло быть. Шумского всегда тянуло к современной реалистической драме. Кроме того, Островский как драматург был внутренне близок актеру, их художественные цели, стремления во многом совпадали. Поэтому такое потрясающее впечатление производил Шумский в спектаклях Островского. А. Ф. Кони вспоминал: "И как сознательно-наглядно для мало-мальски чуткого молодого сердца страдал незабвенный Жадов — Шумский!" '' Глубочайшая драма "маленького", унижаемого всеми человека, над которым так грубо, безжалостно подшутили жестокие в своей сытости люди, раскрывалась актером в роли старика Оброшенова. Одним из самых замечательных созданий Шумского стала роль Аркашки Счастливцева в комедии "Лес".
    В 60е годы — годы расцвета русской драматической сатиры — в творчестве Шумского усиливается социальная острота, гражданский пафос. Он сыграл махрового реакционера Крутицкого, свято убежденного в своей непререкаемой мудрости ("На всякого мудреца довольно простоты"), широко обращался к пьесам на современные злободневные темы.
    В 1864 году Шумский сыграл Чацкого. К этой труднейшей роли актер подошел во всеоружии своего метода, таланта и опыта. В его Чацком ощущалась глубокая личная драма, горечь обманутой любви. Шумский стремился внутренне, психологически оправдать каждое положение роли. Общественная драма Чацкого не исчезала на фоне его личной трагедии. Напротив, монологи звучали с гневным, ядовитым сарказмом, гражданские мотивы приобретали особую остроту. (Не случайно в свой бенефис Шумский хотел поставить драму "Дело" Сухово-Кобылина.)
    Актер был великолепным исполнителем и западноевропейской классики, блестяще играл в пьесах Шекспира, Мольера, Бомарше, Шиллера, Лопе де Вега. Это были самые разные образы — и героико-романтические, и комедийно-сатирические. Наибольшим успехом Шумский пользовался в ролях Мольера. Он как бы унаследовал славу своего учителя Щепкина в мольеровских образах.
    Утверждая и развивая щепкинские традиции, Шумский прокладывал дорогу театру будущего, психологически глубокому и тонкому искусству нового времени.
   

Асеев Б.Н., Образцова А.Г., ред. Русский драматический театр. С.212









 



  (c) портал "Культура России"