МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Ленский Александр Павлович
Годы жизни: 1847г. - 1908г.
актер

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Семенова Екатерина Александровна
Истомина Авдотья Ильинична
Мочалов Павел Степанович
Андреянова Елена Ивановна
Федотова Гликерия Николаевна

Современники
Мочалов Павел Степанович
Толстой Лев Николаевич
Репин Илья Ефимович
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Лавровская Елизавета Андреевна

В той же профессии
Фокин Михаил Михайлович
Саруханов Юрий Ильич
Ильинский Игорь Владимирович
Гарин Эраст Павлович
Алейников Петр Мартынович


Произведение
Особняк С.П. Рябушинского
Особняк С.П. Рябушинского


Персоналия
Довженко Александр Петрович
Довженко Александр Петрович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Ленский А.П. Фотография
Ленский А.П. Фотография

Актер, режиссер, теоретик сценического искусства Александр Павлович Ленский - принадлежал к числу людей, необыкновенно щедро одаренных природой. У него были замечательные данные для сцены: стройная, изящная фигура, красивое, тонкое, одухотворенное лицо с большими голубыми глазами. Артиста очень любила публика. В его игре покоряло благородство, изящество, глубокий лиризм. Станиславский писал в книге "Моя жизнь в искусстве": "Я был влюблен в Ленского: и в его томные, задумчивые, большие голубые глаза, и в его походку, и в его пластику, и в его необыкновенно выразительные и красивые кисти рук, и в его чарующий голос тенорового тембра, изящное произношение и тонкое чувство фразы, и в его разносторонний талант к сцене, живописи, скульптуре, литературе" .
    Ленский унаследовал и творчески переосмыслил опыт замечательных актеров русского театра, своих старших современников. Большое влияние оказала на него игра С. В. Шумского и В. В. Самойлова. Его потрясла глубокая правдивость искусства московского актера, восхищало виртуозное мастерство Самойлова.С раннего детства Ленский страстно увлекся театром. Он был незаконнорожденным сыном князя П. И. Гагарина и гастролировавшей в России певицы О. Вервициотти (до 1897 года он носил фамилию матери). Детство мальчик провел в имении отца. С 1858 года, после смерти родителей, он жил в семье известного актера Малого театра К. Н. Полтавцева. Эта жизнь не была светлой и беззаботной. Мальчик был предоставлен самому себе, его воспитанием почти не занимались. Самой большой радостью в эту пору было посещение Малого театра. Но Полтавцев весьма иронически относился к стремлению воспитанника стать актером и никакой поддержки ему не оказывал.Путь профессионального актера Ленский начинает в провинции. В 1865 году он дебютирует на сцене театра во Владимире и до 1876 года выступает во многих городах необъятной России, испытывая все невзгоды жизни провинциального актера. Вначале он играет роли простаков в водевилях и комедиях, затем переходит на роли героев-любовников. В провинции Ленский приобрел необходимый актерский опыт, выступая в самом разнообразном репертуаре. К моменту поступления в труппу Малого театра (1876) его уже высоко ценила провинциальная пресса.В первое десятилетие пребывания на сцене Малого театра Ленский сыграл множество ролей. Успех сопутствовал ему в ролях Гамлета и Паратова, Дон Жуана и Глумова, Уриэля Акосты и Дульчина.
    Современники восхищались легкостью, естественностью игры Ленского. Но эта легкость достигалась постоянной упорной работой, поисками новых средств сценической выразительности, тщательным изучением роли. Актер был мастером внутреннего и внешнего перевоплощения, в его искусстве счастливо сочетались порыв художника и верный, продуманный до деталей расчет. "Творить без вдохновения нельзя,— писал Ленский,— но вдохновение весьма часто вызывается той же работой" ''.Поэтичность, тонкий лиризм, оттенок печали были свойственны многим созданиям актера. "Почти на все образы, создаваемые им,— вспоминал один из современников,— ложился налет какой-то меланхолии сонат Чайковского и ландшафтов Левитана" ''. Печальная, скорбная нота звучала не только в Гамлете, Чацком, но даже в образе совсем иного плана — в Паратове.
    Ленский выступает в пьесах Шекспира, Шиллера, Лопе де Вега, поддерживая героико-романтическую линию театра. Классические образы артиста были близки зрителям, волновали современностью звучания.В 1877 году Ленский сыграл роль Гамлета. Его Гамлет был человеком, мучительно страдающим от сознания зла и несовершенства мира. Необходимость выполнить возложенный на него судьбой долг тяжелым гнетом лежала па душе Гамлета. Он был потрясен до отчаяния открывшейся тайной преступления.Ленский играл не только в трагедиях, но и в комедиях великого английского драматурга. И в комедийных ролях проявлялось его высочайшее мастерство, умение передавать тонкие психологические нюансы, простота и естественность выражения чувств, законченность внешнего рисунка роли. Великолепный дуэт Федотовой — Беатриче и Ленского — Бенедикта в комедии "Много шуму из ничего" обеспечивал успех спектакля.есе К. Гуцкова, поставленной в 1879 году. Пьеса волновала зрителей прежде всего образом Уриэля Акосты — мыслителя, философа, бескомпромиссно отстаивающего свои убеждения. Демократическая молодежь, заполнявшая галерку Малого театра, принимала пьесу с восторгом. Высокой гражданственностью, стремлением к внутренней свободе, осуждением лжи и мракобесия был проникнут созданный Ленским образ.
    Большое место в творчестве актера занимают пьесы Островского. Артист сыграл в них около тридцати ролей. Среди лучших его созданий— Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты"), Дуль-чин ("Последняя жертва"), Паратов ("Бесприданница"), Великатов ("Таланты и поклонники"), Лыняев ("Волки и овцы"), Дудукин ("Без вины виноватые").Одним из самых замечательных комедийных созданий Ленского была роль профессора Кругосветлова в "Плодах просвещения" Л. Толстого (1891). Упоение собственной ученостью, убежденность в глубине своих рассуждении, за которыми на самом деле — самая откровенная и наивная глупость, вызывали искренний смех в зрительном зале. Актер превосходно передавал внешний облик своего героя. Критик журнала "Артист" писал: "Ленский, с жиденькой, длинной бородкой, в парике с седеющими длинными волосами, висящими во все стороны до плеч, и в очках, съехавших на нос, положительно неузнаваем" . Предельно комична была лекция Кругосветлова в сцене спиритического сеанса. Чем серьезнее, искреннее был профессор, тем более нелепым и сметным делался смысл его слов. "Все время речи зрительный зал едва удерживался от смеха. Несмотря на то, что все его объяснения очень длинные и скучные, г. Ленский умеет сделать из них едва ли не самое комичное место во всей комедии и притом остается в границах самой строгой меры, ни на минуту не прибегая к шаржу. Ни одна фраза, ни одно слово не остается без надлежащего выражения и мимики, полного самого тонкого комизма" ''.Лев Толстой с большим одобрением отнесся к исполнению Ленским этой роли.
    Творческой вершиной художника стала роль епископа Николаев в драме Г. Ибсена "Борьба за престол" (1906). Это была страшная фигура сильного, жаждущего власти человеконенавистника, презирающего нравственные принципы, не считающегося ни с чем в достижении своей цели. В исполнении Ленского сочетались острота внешней формы и глубина психологического постижения характера. Предельно выразительным был грим: землистое лицо, совершенно голый череп, отвисшие уши делали героя зловеще безобразным, отвратительным. Замечательный трагический актер Художественного театра Л. М. Леонидов считал игру Ленского в этой роли гениальной: "Это было вдохновенно. Так мог играть только великий мировой актер. И если бы он не был так скромен, если бы в обществе не было огульного преклонения перед заграницей, то Ленский с ролью аббата Николаса мог бы объехать весь мир, и это было бы его триумфальным шествием" .Ленский прославился не только как замечательный актер Малого театра,— его деятельность была широка и многообразна. Это был прекрасный педагог, воспитавший многих талантливых актеров, выдающийся режиссер, преобразователь театрального искусства.С 1888 года Ленский преподает в Московском театральном училище. Своих учеников он воспитывает на репертуаре русской и зарубежной классики, уделяет самое пристальное внимание постановкам пьес Островского. Он пишет ряд работ по теории актерского творчества — такие, как "Заметки о мимике и гриме", "Заметки актера",— обобщая в них свой огромный творческий опыт.В театре конца XIX века главной фигурой спектакля был актер. Режиссер выполнял не столько творческие, сколько административные обязанности. С течением времени все более очевидной становится необходимость усиления роли режиссера, борьбы с трафаретными приемами постановки, бытовавшими в театральном искусстве. А. П. Ленский настойчиво добивается повышения уровня режиссерско-постановочного искусства. Эти усилия не принесли значительных результатов из-за консерватизма всей системы императорских театров, но они имели свое значение в подготовке реформы русского театра, осуществленной К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.Реформаторская режиссерская деятельность Ленского разворачивается на рубеже веков (с 1898 года), и этой стороне его творчества посвящена специальная глава в следующем разделе учебника.

Асеев Б.Н., Образцова А.Г., ред. Русский драматический театр. С.252









 



  (c) портал "Культура России"