|
Бакст - художник театра, живописец, график. Академик АХ (1914). В 1883—87 учился в АХ в Петербурге (вольнослушатель) у И. Л. Аскназия, К. Б. Венига и П. П. Чистякова, в 1893— 96 — в студии Ж. Л. Жерома, в Академии Жюлиана и у А. А. Эдельфельда в Париже. Один из организаторов художественного объединения "Мир искусства", постоянный сотрудник одноименного журнала и участник выставок, в том числе Общества рус. акварелистов, Союза русских художников и др. С 1891 почти ежегодно путешествовал по Европе (1907 — по Греции, с В. А. Серовым), посетил также Алжир и Тунис (1897), США (1923—24). Жил в Париже (периодически с 1891, постоянно в 1910—24). В театре с 1901. Оформил спектакли петербургских императорских театров, в том числе балет "Фея кукол" (1903, Эрмитажный и Мариинский театры) и мимодраму "Орфей" (1914—15, не осуществлена). В 1909—22 один из гл. сотрудников С. П. Дягилева (Русские сезоны и Русский балет Дягилева), работал в осн. с М. М. Фокиным. Оформил его пост.: "Клеопатра" (1909), "Карнавал" (1910; вариант 1911, Мариинский театр), "Шехеразада" (1910 и 1915), "Видение розы", "Нарцисс" (оба 1911), "Синий бог", "Тамара", "Дафнис и Хлоя" (все — 1912), а также: "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913, обе пост. В. Ф. Нижинского), "Женщины в хорошем настроении" (1917, балетмейстер Л. Ф. Мясин), "Спящая красавица" (1921). Оформлял пост. в труппах: Иды Рубинштейн — мистерия "Мученичество св. Себастьяна" Г. ДАннунцио (1911; вариант 1922, парижская Опера, с муз. К. Дебюсси); "Смущённая Артемида" П. Паре (балетм. Н. Гуэрра, 1922); Анны Павловой — "Восточная фантазия" (1913), "Спящая красавица" (1916); для парижской Оперы — "Зачарованная ночь" (1923), "Иштар" (1924).
Реформатор рус. и зап.европ. театр.декорац. исква 20 в., Б. поднял сценографию на уровень важнейшего компонента спектакля. Наиболее употребит, принцип сценографии — сочетание живописного панно (принципы декоративного мышления близки искву модерн) с объёмно-пластичной архитектурой и скульптурой; в последние годы испытал воздействие итал. Сценографов- перспективистов 18 в. (Ф. Биббиена и др.). Гл. темы творчества — ориентальная, сказочнофантастическая и особенно античная. Пользуясь непосредственными впечатлениями от природы и исква Греции, Б. стилизовал античность как "счастливое детство" человечества. Изысканные, неистощимые в своей красочной фантазии костюмы Б. служат выявлению пластич. рисунка образа и неразрывно связаны с музыкой и общим решением спектакля — создал костюмы для разл. пост., в т. ч. "Сильвия" (1901), "Жарптица" (1910, 1913, 1915), "Ориенталии" (1910), "Пери" (1911), "Бабочки" (1912, 1914), "Легенда об Иосифе" (1914), а также по заказу артистов М. Ф. Кшесинской, Павловой, Т. П. Карсавиной, Рубинштейн, Нижинского, М. Казати. Сценография и костюмы . Бакста оказали большое воздействие на театр. художников, модельеров и дизайнеров 20 в. Оставил галерею живописных и графич. портретов деятелей культуры, в т. ч. А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, Дягилева, М. А. Балакирева, А. Я. Головина, Павловой, Мясина, Рубинштейн, А. Дункан, Ж. Кокто, В. Цукки, автопортреты. Был либреттистом ряда балетов. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой в Петербурге (1906—10).
RichEdit1
|