МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Ливанов Борис Николаевич
Дата рождения: 08.05.1904
актриса

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Немирович-Данченко Владимир Иванович
Алексеев Константин Сергеевич
Комиссаржевская Вера Федоровна
Преображенская Ольга Иосифовна
Шаляпин Фёдор Иванович

Современники
Папанов Анатолий Дмитриевич
Басов Владимир Павлович
Плисецкая Майя Михайловна
Григорович Юрий Николаевич
Ефремов Олег Николаевич

В той же профессии
Семенова Екатерина Александровна
Стрепетова Пелагея Антипьевна
Комиссаржевская Вера Федоровна
Раневская Фаина Григорьевна
Орлова Любовь Петровна


Произведение
Потомок Чингисхана
Потомок Чингисхана


Персоналия
Гарин Эраст Павлович
Гарин Эраст Павлович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Ливанов — русский советский актёр. Народный артист СССР (1948). Родился в актёрской семье. Учился в 4-й студии МХТ. Приглашён в МХАТ в 1924 В. И. Немировичем - Данченко после одного из студийных просмотров. Первые роли в МХАТ — князь Шаховской (1924) и князь Андрей Шуйский (1925) ("Царь Фёдор Иоаннович" А. Толстого), Жак ("Сестры Жерар" Масса, 1927), Бондезен ("У врат царства" Гамсуна, 1927), Аполлос ("Унтиловск" Леонова, 1928), Емельян Черноземный ("Квадратура круга" Катаева, 1928), Лукьян ("Блокада" В с. Иванова, 1929),Кассио ("Отелло",1930) сразу же выдвинули Ливанова в число выдающихся представителей молодого артистического поколения МХАТ. Яркий, смелый темперамент, уверенная и мощная лепка характеров, мажорное, празднично приподнятое ощущение тра, острота идейных трактовок определили место Ливанова в ряду актёров, наиболее полно выразивших новый период в развитии исква МХАТ. Это стало ещё более очевидно после исполнения Ливановым ролей Альмавивы ("Безумный день, или Женитьба Фигаро") и особенно Кимбаева ("Страх"). В этой роли так же, как и в сыгранной ранее роли Лукьяна ("Блокада"), ярко проявилось патетическое восприятие артистом революции, стремление раскрывать душевную щедрость людей нового мира, их жадный интерес к окружающему через смело и крупно отобранную характерность. Развивая эту линию в своём творчестве, Ливанов в последующие годы сыграл Швандю (1936) и Рыбакова ("Кремлёвские куранты", 1942; Гос. пр. СССР, 1942).
    С первых же сценических шагов Ливанова героикопатетическая направленность сливается в его творчестве с комедиино-сатирической. В ролях Жака, Аполлоса, Бондезена так же, как и в сыгранной в 1933 роли кавалера Риппафраты ("Хозяйка гостиницы"), Ливанов соединяет язвительную и злую сатирич. характерность с брызжущим весельем, сочностью красок, покоряющим комедийным темпераментом. Высшее достижение Ливанова на этом пути — роль Ноздрёва ("Мёртвые души", 1934). Самые причудливые взрывы ноздрёвского темперамента, самые необузданные завихрения его разбушевавшейся фантазии кажутся у Ливанова по-гоголевски мощными и в то же время ощущаются как свободное и естественное проявление его собственной артистической индивидуальности.
    Романтическое и комедийное начала сливаются у Ливанова в образе Кудряша ("Гроза", 1934), передающем песенную ширь и неукротимое вольнолюбие через грубоватый и праздничносочный комизм, жанровую точность и цветистую красочность языка Островского.
    В конце 40—50-х гг. Ливанов тяготеет по преимуществу к ролям, построенным на сложных философских и психологических коллизиях, интенсивных сценических переживаниях. Вступлением к этой группе ролей надо считать исполнение роли Солёного ("Три сестры", 1940), принадлежащей к наиболее глубоким и оригинальным созданиям актёра. Пародийная острота внешнего рисунка подчёркивает и усиливает скрытый драматизм в судьбе Солёного, мучительно томящегося своим одиночеством и ищущего выхода в бессмысленной и надрывной агрессивности. В сыгранных затем Ливановым ролях Астрова (1947), профессора Трубникова ("Чужая тень" Симонова, 1949), Ломоносова (о. п. Вс. Иванова, 1953), Линькова ("Хозяин" Соболева, 1961) проявился интерес Ливановым к характерам крупным, сильным, отмеченным печатью яркой оригинальности. Наиболее важна в этом ряду роль Забелина в "Кремлёвских курантах", 1956), в которой Ливанову удалось увлечь зрителей раскрытием внутренней закономерности прихода талантливого, но трудно переживающего освобождение от старых предрассудков инженера к творческому сотрудничеству с партией. Значит, интерес представляет интерпретация Ливановым образа Мити Карамазова (1960). Он первым из сов. режиссёров обратился к "Братьям Карамазовым" (по Достоевскому) и выявил не только как исполнитель роли Мити, но и как постановщик (совместно с П. А. и В. П. Марковыми) и автор инсценировки антикапиталистическую, гуманистическую направленность . этого сложного и идейно противоречивого произведения. О крепнущем интересе Ливанова к философской трагедии, обращённой к коренным социальным противоречиям эпохи, свидетельствует режиссёрская работа Ливанова над спектаклем "Егор Булычев и другие" (1964), в котором он играет заглавную роль, ставшую значительным этапом в его творчестве.
    Ливанов снимается в кино: Дубровский — в одноименном фильме, Потёмкин ("Адмирал Ушаков") и др. Ливанов — лауреат Государственной пр. СССР (1941, 1947, 1949, 1950).
   

Марков П.А., ред. Театральная энциклопедия. Т.2. ред. М.,1963. С.524









 



  (c) портал "Культура России"