|
Ванин — советский актёр, режиссёр, педагог. Народный артистСССР (1949). В 1920 окончил драматическую школу при Тамбовском отделе пар. образования. С 1924 — актёр Театра им. МГСПС (с 1938 — Театр им. Моссовета), в 1950— 1951 — главный режиссер Московского театра им. Пушкина.Первая роль в кино — Борис Артемьев в фильме "Не по дороге" (1929). Затем играл роли партизана Суетливого ("Томми", 1931), старого сторожа детдома Данилыча ("По следам героя", 1936), большевика Николая ("Возвращение Максима", 1937), питерского рабочего Матвеева ("Ленин в Октябре", 1937). В(13.1.1898—12.V. 1951) — советский актёр, режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1949). В 1920 окончил драм. школу при Тамбовском отделе пар. образования. С 1924 — актёр Театра им. МГСПС (с 1938 — Театр им. Моссовета), в 1950— 1951 — гл. режиссер Московского театра им. Пушкина.Первая роль в кино — Борис Артемьев в фильме "Не по дороге" (1929). Затем играл роли партизана Суетливого ("Томми", 1931), старого сторожа детдома Данилыча ("По следам героя", 1936), большевика Николая ("Возвращение Максима", 1937), питерского рабочего Матвеева ("Ленин в Октябре", 1937). В роли Матвеева в фильме "Ленин в 1918 году" (1939) раскрылись основные особенности творчества В. — умение ярко выразить рус. нац. характер, способность к глубокому перевоплощению, органическое сочетание героики и юмора. В. создал подлинно нар. образы: бортмеханик Пал Палыч ("Валерий Чкалов", 1941), комиссар Харитонов ("Котовский", 1943), секретарь райкома Кочет ("Секретарь райкома", 1942; Государственная премия СССР, 1943). Колоритно, в остро характерной манере Ванин сыграл роль крестьянина Соколова ("Член правительства", 1941) — честного, но своенравного человека. Ванин тонко прослеживает внутреннее развитие образа, создавая в то же время чёткий внешний рисунок. Острой обличительностыо был пронизан образ Хрипуна ("Фронт", 1943). Особой силы сатирического обобщения актёр достиг, играя роль Фаюнина ("Нашествие", 1945; Гос. пр. СССР, 1946). Ванин дал жёсткое графическое решение характера "бывшего русского". Широко используя метод контраста, он показывал мрачную, зловещую сущность Фаюнина, подчёркивая в то же время его ничтожество и обречённость. В 1944— 1951 руководил актёрской мастерской ВГИКа (с 1949— профессор). Другие фильмы: 1938 — "Болотные солдаты" (Начальник концлагеря), "Честь" (Шагин); 1941 — "На путях" (Мартынов); 1944 — "Родные поля" (Мошкин); 1946 — "Освобождённая земля" (Мулюк), "Сыновья" (Мельник); 1947 — "Алмазы" (Саламатов); 1948 — "Драгоценные зёрна" (Курочкин).
Кинословарь. Т 1. С.257.
|