МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Волошин Максимилиан Александрович
Годы жизни: 28.05.1877 - 11.08.1932
поэт

Сайты по теме
Сервер "Литература" - проект РЖ - Русского журнала
Библиотека Максима Мошкова
Общий текст. Литературный проект М.Школьниковой
Интернет-библиотека Алексея Комарова
Древнерусская литература
Электронная библиотека Евгения Пескова

В том же виде искусств
Блок Александр Александрович
Горенко Анна Андреевна
Пастернак Борис Леонидович
Маяковский Владимир Владимирович
Зощенко Михаил Михайлович

Современники
Бондаренко Илья Евграфович
Бунин Иван Алексеевич
Преображенская Ольга Иосифовна
Фомин Иван Александрович
Щусев Алексей Викторович

В той же профессии
Гиппиус Зинаида Николаевна
Брюсов Валерий Яковлевич
Волошин Максимилиан Александрович
Блок Александр Александрович
Горенко Анна Андреевна


Произведение
Портрет В. И. Майкова
Портрет В. И. Майкова


Персоналия
Андреянова Елена Ивановна
Андреянова Елена Ивановна


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Волошин М.А. Портрет работы Б.М. Кустодиева
Волошин М.А. Портрет работы Б.М. Кустодиева

Настоящая фамилия — Кириенко-Волошин. Родился в Киеве. Отец – Александр Максимович Кириенко-Волошин, служил юристом в чине коллежского советника. Мать — Елена Оттобальдовна, урожденная Глазер. После размолвки с женой отец Волошина умер в 1881 г. С матерью же до конца ее жизни Волошин поддерживал не только сыновние, но и творческие отношения. Занимаясь в детстве с гувернером, Волошин заучивал латинские стихи, слушал его рассказы по истории религии, писал сочинения на сложные литературные темы. Обучался затем в гимназиях Москвы и Феодосии. Переезд в Коктебель в 1893 г., где мать купила дешевый по тому времени участок земли, во многом предопределил творческую судьбу начинающего поэта (его первые стихотворные опыты — 1890 г., первая публикация—в сборнике "Памяти В. К. Виноградова" (1895). Сразу же запали в душу поэта "историческая насыщенность Киммерии и строгий пейзаж Коктебеля". По семейной традиции в 1897 г. Волошин поступил на юридический факультет Московского университета, хотя мечтал об историко-филологическом. Учеба не раз прерывалась. В феврале 1899 г. Волошин был исключен из университета на год за участие в "студенческих беспорядках" и выслан в Феодосию. После восстановления окончательно бросил университет и занялся самообразованием. Он писал: "Ни гимназии, ни университету я не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью". Зато плодотворным для духовного формирования Волошина оказалось знакомство с европейскими странами, где он из-за скудных средств передвигался пешком, ночевал в ночлежных домах (Италия, Швейцария, Германия, Франция, Греция, особо полюбившаяся ему Андорра). Не менее важным стало полуторамесячное пребывание в Средней Азии после исключения из университета (1899—1900). "1900 год, стык двух столетий, был годом моего духовного рождения. Я ходил с караванами по пустыне. Здесь настигли меня Ницше и "Три разговора" Вл. Соловьева. Они дали мне возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно — с высоты азийских плоскогорий произвести переоценку культурных ценностей... Здесь же создалось решение на много лет уйти на Запад, пройти сквозь латинскую дисциплину формы" – писал поэт в своих воспоминаниях. С 1901 г. Волошин обосновывается в Париже. После "годов странствий" (так определил семилетие 1898—1905 гг. сам Волошин) начинаются "годы блуждания" (1905—1912): увлечение буддизмом, католичеством, оккультизмом, масонством, антропософией Р. Штейнера. Оказавшись в январе 1905 г. в Петербурге, Волошин стал свидетелем Кровавого воскресенья, но революция, по его признанию, прошла мимо него.
    Попеременно живя в Париже, Петербурге, Москве, Волошин активно участвует в литературной жизни России. Выходит первая книга его стихов ("Стихотворения", 1910), он сотрудничает в журнале символистов "Весы" и акмеистов "Аполлон". Из-за тяги к розыгрышам Волошина происходит мистификация с Черубиной де Габриак, приведшая к его дуэли с Н. Гумилевым (1909). Лекция и брошюра "О Репине" (1913), где Волошин восстал против натуралистической тенденции в искусстве, обернулись для него отлучением от публикаций. Летом 1914 г., увлеченный идеями антропософии, Волошин приезжает в Дорнах (Швейцария), где вместе с единомышленниками приступает к постройке "Гетеанума" — храма святого Иоанна, символа братства народов и религий. На разразившуюся тотчас мировую войну Волошин откликнулся и стихами (книга "Anno mundi ardentis", 1915), и прямыми высказываниями, выступив ее противником. Он даже отправил письмо военному министру, где заявил об отказе служить в царской армии. Углубившись в основы русского национального самосознания, завершив книгу о В. Сурикове (полностью опубликована в 1985), в 1917 г. Волошин окончательно оседает в Коктебеле. Если Февральская революция была воспринята им "без особого энтузиазма", а после окончательного разуверения в ней Октябрьский переворот как историческая неизбежность, то гражданская война не могла найти оправдания в его сердце. Волошин занимает позицию "над схваткой", спасая в своем доме в Коктебеле и красных, и белых. В 1920—1930 гг. в литературные баталии не вступал. Умер в возрасте 54 лет. Похоронен на холме Кучук-Енишар близ Коктебеля.

Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. Т2. М.: Просвещение. 1998. С.311









 



  (c) портал "Культура России"