МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Даргомыжский Александр Сергеевич
Годы жизни: 1813г. - 1869г.
композитор

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line

В том же виде искусств
Чайковский Петр Ильич
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Лавровская Елизавета Андреевна
Лядов Анатолий Константинович
Глазунов Александр Константинович

Современники
Тон Константин Андреевич
Бруни Федор Антонович
Мочалов Павел Степанович
Даргомыжский Александр Сергеевич
Лермонтов Михаил Юрьевич

В той же профессии
Серов Александр Николаевич
Рубинштейн Антон Григорьевич
Бородин Александр Порфирьевич
Мусоргский Модест Петрович
Чайковский Петр Ильич


Произведение
Церковь Пантелеймона в Галиче
Церковь Пантелеймона в Галиче


Персоналия
Басов Владимир Павлович
Басов Владимир Павлович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Даргомыжский А.С. Фотография
Даргомыжский А.С. Фотография

А.С. Даргомыжский (1813-1869)—младший современник Глинки; разница в возрасте между ними составляет девять лет. Так же как и Глинка, Даргомыжский провел раннее детство в имении родителей. С четырех лет он жил в Петербурге. В семилетнем возрасте будущий композитор стал брать уроки музыки — игры на фортепьяно и на скрипке. Занятия шли очень успешно, но уже в одиннадцать-двенадцать лет Даргомыжский предпочитал не готовить заданные уроки, а сочинять собственные пьесы. Преподаватель фортепьянной игры, которого Даргомыжский называет "весьма хорошим музыкантом", почему-то не одобрял этих композиторских опытов и даже наказывал за них своего ученика. Тем не менее, к семнадцати-восемнадцати годам Даргомыжский был автором многих сочинений в различных жанрах. Часть их тогда же появилась в печати. В этих ранних произведениях Даргомыжского видна одаренность автора, но они далеки от зрелости и, главное, лишены самостоятельности. Найти свой путь в искусстве помог Даргомыжскому Глинка. Познакомились они в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным". "Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизила нас,— вспоминает Даргомыжский.—...Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях". Под влиянием Глинки Даргомыжский стал с большей серьезностью и углубленностью заниматься музыкой. По тетрадям Глинки (и, возможно, пользуясь его советами) Даргомыжский изучил музыкально-теоретические дисциплины; это помогло ему овладеть композиторской техникой.
    Даргомыжского всегда влекла музыка, связанная со словом, музыка вокальная. Иструментальные сочинения его немногочисленны, и не им Даргомыжский обязан своим значением в русском искусстве. Основная сфера творчества Даргомыжского — романс и опера. Заслуженно популярны его лирические романсы "Мне грустно", "Я вас любил" и многие другие. В вокальном стиле лирических романсов Даргомыжского гибкая мелодичность сочетается с речевой выразительностью. Оригинальны комические ("Воротился ночью мельник") и особенно сатирические романсы Даргомыжского. Всем известны его острые сатиры "Червяк" и "Титулярный советник". В таких романсах вокальный стиль Даргомыжского еще ближе к речитативу.
    Свою первую оперу "Эсмеральда" (1839) Даргомыжский написал в двадцатишестилетнем возрасте. Сюжет взят из знаменитого романа Гюго "Собор Парижской богоматери". Опера написана на французский текст (впоследствии переведенный композитором на русский). Мало самостоятельная и не очень яркая по музыке, "Эсмеральда" на сцене не удержалась. Не имела успеха и вторая опера (вернее, опера-балет) Даргомыжского "Торжество Вакха" (по стихотворению Пушкина; закончена в 1848 году). Обе оперы нельзя считать значительными достижениями русского искусства, но работа над ними подготовила Даргомыжского к созданию самого замечательного его произведения — оперы "Русалка", законченной в 1855 году. В последние годы жизни Даргомыжский работал над оперой "Каменный гость". В это время он сблизился с композиторами балакиревского кружка. Несмотря на быстро развивавшуюся тяжелую болезнь сердца, Даргомыжский не прекращал работы над последним своим произведением и успел почти закончить его: осталась не вполне завершенной лишь заключительная сцена. В соответствии с предсмертной волей композитора оперу закончили его молодые друзья, участники "Могучей кучки".

Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960. С.65






Русалка




 



  (c) портал "Культура России"