МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Даргомыжский Александр Сергеевич
Годы жизни: 1813г. - 1869г.
композитор

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line

В том же виде искусств
Глинка Михаил Иванович
Даргомыжский Александр Сергеевич
Серов Александр Николаевич
Рубинштейн Антон Григорьевич
Бородин Александр Порфирьевич

Современники
Тон Константин Андреевич
Бруни Федор Антонович
Мочалов Павел Степанович
Даргомыжский Александр Сергеевич
Лермонтов Михаил Юрьевич

В той же профессии
Даргомыжский Александр Сергеевич
Серов Александр Николаевич
Рубинштейн Антон Григорьевич
Бородин Александр Порфирьевич
Мусоргский Модест Петрович


Произведение
Утро стрелецкой казни
Утро стрелецкой казни


Персоналия
Голосов Илья Александрович
Голосов Илья Александрович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Даргомыжский А.С. Фотография
Даргомыжский А.С. Фотография

А.С. Даргомыжский (1813-1869)—младший современник Глинки; разница в возрасте между ними составляет девять лет. Так же как и Глинка, Даргомыжский провел раннее детство в имении родителей. С четырех лет он жил в Петербурге. В семилетнем возрасте будущий композитор стал брать уроки музыки — игры на фортепьяно и на скрипке. Занятия шли очень успешно, но уже в одиннадцать-двенадцать лет Даргомыжский предпочитал не готовить заданные уроки, а сочинять собственные пьесы. Преподаватель фортепьянной игры, которого Даргомыжский называет "весьма хорошим музыкантом", почему-то не одобрял этих композиторских опытов и даже наказывал за них своего ученика. Тем не менее, к семнадцати-восемнадцати годам Даргомыжский был автором многих сочинений в различных жанрах. Часть их тогда же появилась в печати. В этих ранних произведениях Даргомыжского видна одаренность автора, но они далеки от зрелости и, главное, лишены самостоятельности. Найти свой путь в искусстве помог Даргомыжскому Глинка. Познакомились они в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным". "Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизила нас,— вспоминает Даргомыжский.—...Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях". Под влиянием Глинки Даргомыжский стал с большей серьезностью и углубленностью заниматься музыкой. По тетрадям Глинки (и, возможно, пользуясь его советами) Даргомыжский изучил музыкально-теоретические дисциплины; это помогло ему овладеть композиторской техникой.
    Даргомыжского всегда влекла музыка, связанная со словом, музыка вокальная. Иструментальные сочинения его немногочисленны, и не им Даргомыжский обязан своим значением в русском искусстве. Основная сфера творчества Даргомыжского — романс и опера. Заслуженно популярны его лирические романсы "Мне грустно", "Я вас любил" и многие другие. В вокальном стиле лирических романсов Даргомыжского гибкая мелодичность сочетается с речевой выразительностью. Оригинальны комические ("Воротился ночью мельник") и особенно сатирические романсы Даргомыжского. Всем известны его острые сатиры "Червяк" и "Титулярный советник". В таких романсах вокальный стиль Даргомыжского еще ближе к речитативу.
    Свою первую оперу "Эсмеральда" (1839) Даргомыжский написал в двадцатишестилетнем возрасте. Сюжет взят из знаменитого романа Гюго "Собор Парижской богоматери". Опера написана на французский текст (впоследствии переведенный композитором на русский). Мало самостоятельная и не очень яркая по музыке, "Эсмеральда" на сцене не удержалась. Не имела успеха и вторая опера (вернее, опера-балет) Даргомыжского "Торжество Вакха" (по стихотворению Пушкина; закончена в 1848 году). Обе оперы нельзя считать значительными достижениями русского искусства, но работа над ними подготовила Даргомыжского к созданию самого замечательного его произведения — оперы "Русалка", законченной в 1855 году. В последние годы жизни Даргомыжский работал над оперой "Каменный гость". В это время он сблизился с композиторами балакиревского кружка. Несмотря на быстро развивавшуюся тяжелую болезнь сердца, Даргомыжский не прекращал работы над последним своим произведением и успел почти закончить его: осталась не вполне завершенной лишь заключительная сцена. В соответствии с предсмертной волей композитора оперу закончили его молодые друзья, участники "Могучей кучки".

Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960. С.65






Русалка




 



  (c) портал "Культура России"