МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Захаров Андреян Дмитриевич
Годы жизни: 1761г. - 1811г.
архитектор

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург

В том же виде искусств
Старов Иван Егорович
Воронихин Андрей Николаевич
Захаров Андреян Дмитриевич
Стасов Василий Петрович
Росси Карл Иванович

Современники
Казаков Матвей Федорович
Державин Гавриил Романович
Боровиковский Владимир Лукич
Воронихин Андрей Николаевич
Захаров Андреян Дмитриевич

В той же профессии
Баженов Василий Иванович
Казаков Матвей Федорович
Старов Иван Егорович
Воронихин Андрей Николаевич
Захаров Андреян Дмитриевич


Произведение
Ансамбль стрелки Васильевского острова
Ансамбль стрелки Васильевского острова


Персоналия
Лидваль Федор Иванович
Лидваль Федор Иванович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Захаров А.Д.
Захаров А.Д.

Андреян Дмитриевич Захаров (1761—1811) принадлежит к числу наиболее выдающихся зодчих в истории мировой архитектуры. Его творчество знаменует собой наивысший расцвет русской национальной архитектурной школы эпохи классицизма.
    Для архитектурных творений мастеров высокого классицизма характерен широкий ансамблевый подход к решению еще небывалых градостроительных задач, связанных с объединением уже существующей застройки с вновь возводимыми сооружениями и ансамблями.
    А. Д. Захаров родился 8 августа 1761 г. на глухой окраине Санкт-Петербурга, близ устья реки Фонтанки, в небогатой
семье мелкого адмиралтейского служителя прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. 21 апреля 1767 г., когда Андреяну еще не исполнилось шести лет, отец определяет его на казенный счет воспитанником в художественное училище при Академии художеств. С этого времени вся жизнь будущего архитектора самым тесным образом связана с Академией.
    13 сентября 1778 г., через два года после перехода в архитектурный класс, Захаров получает малую серебряную медаль за проект загородного дома, а 29 сентября 1780 г. удостаивается большой серебряной медали за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев".
    Ближе к окончанию Академии художеств, 1 ноября 1781 г., Захарову была задана программа — разработать проект "факсала" (вокзала), предназначавшегося для отдыха и увеселений. За этот проект на выпускном экзамене в 1782 г. Захаров получил большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования знаний, полученных в Академии художеств.
    Захаров отправляется в Париж. Здесь он поступает в мастерскую к одному из ведущих французских архитекторов Ж. Ф. Шальгрену.
    Помимо Шальгрена существенное влияние на творчество Захарова в период его пребывания во Франции оказал К. Н. Леду — кумир молодых французских архитекторов 1780х гг. Его проекты поражали размахом градостроительных идей, монументальностью и целостностью архитектурных форм, сведенных к простым, обобщенным геометрическим объемам. Архитектурные идеи и приемы Леду нашли свое яркое отражение в конкурсных проектах воспитанников парижской Академии, за работой которых Захаров с интересом наблюдал. Недаром в последующие годы, уже будучи ведущим профессором Петербургской Академии, он пользовался опубликованными в начале XIX в. конкурсными проектами в качестве учебного пособия для своих учеников.
    Летом 1786 г. Захаров вернулся в Петербург, а со следующего, 1787 г. он уже преподает в Академии художеств. Его преподавательская деятельность не прерывалась до конца жизни. С 1803 г. он являлся ведущим (старшим) профессором архитектурного класса.
    Почти одновременно с преподаванием Захаров занялся проектированием. Так, например, известно, что в 1789 г. он разработал проект училища для села Любучи Рязанского наместничества.
    К 1792 г. относится первая по времени из известных на сегодняшний день графических работ архитектора — эскиз торжественной декорации по случаю заключения мира в Яссах в декабре 1791 г., ознаменовавшего победу русской армии и флота над Турцией.
    В 1794 г. Захаров был назначен архитектором всех академических строений. В течение пяти последующих лет он проектировал отделку интерьеров, занимался устройством новых апартаментов для президента Академии художеств, руководил текущими ремонтными работами.
   
    Однако и в последующие годы, несмотря на освобождение от должности академического архитектора, он неоднократно привлекался в Академии к строительным работам, но уже в качестве эксперта и проектировщика. К наиболее значительным из них относится осуществленный проект литейной мастерской при Академии художеств (1805).
   
    В конце 1799 г. по повелению Павла I Захаров, сохраняя должность профессора Академии художеств, становится архитектором города Гатчины, где находилась загородная резиденция императора. Фактически он становится придворным архитектором, принимая деятельное участие в работах по перестройке Гатчинского дворца, проектировании и строительстве многочисленных городских и дворцово-парковых сооружений.
   
    Целый ряд сооружений архитектор спроектировал в Гатчинском парке. Наиболее значительным из них является монастырь св. Харлампия. В течение 1800 г. Захаров разработал проект ансамбля, состоящего из церкви и примыкающих к ней сложных по конфигурации двухэтажных монастырских корпусов, что объяснялось характером разностороннего четырехугольного участка, расположенного в районе Сильвии и Зверинца.
    Церковь и монастырские корпуса должны были образовать обширный внутренний двор, въезд на который со стороны дворцового парка предполагалось оформить парадно решенным порталом.
   
    Одной из сравнительно ранних работ архитектора был разработанный им проект церкви на бывшей Александровской бумажно-прядильной мануфактуре, основанной по повелению Павла I под Петербургом, в селе Александровском, в 1798 г. Представленный Захаровым первоначальный проект по своей архитектурной схеме напоминал Троицкий собор Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, располагавшегося по дороге в село Александровское. В плане захаровская церковь представляла собой такой же вытянутый с востока на запад латинский крест. На средокрестии помещался купол на барабане, а главный западный фасад был отмечен портиком с фланкирующими его колокольнями в виде башен. Представленный на рассмотрение Павла I проект приказано было изменить, вновь спроектировав главный фасад без башен. Работы при этом предполагалось произвести в течение нескольких лет и завершить в 1806 г. По неизвестной причине возведение церкви не было доведено до конца, и работы возобновились только шесть лет спустя после смерти Захарова — в 1817г. Все строительные и отделочные работы завершили в 1824 г., но открытие церкви состоялось в 1826 г. В 1864 г. церковь св. Павла на Александровской мануфактуре получила новую внутреннюю отделку, а в 1930 г. ее разобрали.
    Участь церкви на Александровской мануфактуре постигли и выдающиеся культовые постройки, сооруженные по проекту Захарова в Кронштадте.
   
    Андреевский собор в Кронштадте — наиболее значительная постройка из всех культовых сооружений зодчего. Он был задуман как памятник русской воинской славы в ознаменование победы русского флота над шведами.
    При проектировании Андреевского собора, так же как и церкви на Александровской мануфактуре, в основу планировочного решения был положен вытянутый в западном направлении латинский крест. Но Захаров значительно улучшил его пропорции и дал намного более развитое объемно-пространственное решение, включив в композицию возвышающуюся над основным объемом собора многоярусную, увенчанную остроконечным шпилем колокольню.
   
    После смерти Павла I Захаров совершил поездки в различные губернии для разработки на местах проектов военных училищ, а в 1803 г., после возвращения в Петербург, он представил серию образцовых, или типовых, зданий для провинциальных городов.
    В числе составленных архитектором чертежей были проекты домов генералгубернатора, гражданского губернатора, вицегубернатора, здания присутственных мест, тюремного замка, винных и соляных складов для губернских городов.
    В соответствии с образцовыми проектами Захарова сооружаются многочисленные различного назначения здания в Полтаве, Чернигове, Казани, Симбирске и других городах России. Они достойны специального изучения.
   
    В 1806 г. архитектору предложили рассмотреть проекты вновь учрежденного в Астрахани Адмиралтейства для Каспийской флотилии и двух госпиталей в Казани и Архангельске. Составленные на местах довольно слабые проекты Захаров основательно переработал и в сущности составил новые.
   
    Многие из такого рода проектов были выполнены Захаровым уже после назначения его в 1805 г. главным архитектором Главного Адмиралтейства вместо Ч. Камерона, исполнявшего эту должность с 1802 по 1805 г.
    11 июля 1805 г. Захаров принял у Камерона все дела, в том числе чертежи и сметы. С этого времени и до последних дней жизни он руководил и направлял всю строительную работу в многочисленных портовых городах.
    Чтобы справиться с огромным объемом работ, архитектору необходим был целый штат помощников, которых ему постоянно не хватало. Из-за этого Захаров вынужден был тратить массу времени на черновую, не требующую его высокой квалификации работу.
   
    Из не осуществленных в полной мере замыслов Захарова наибольший интерес заслуживает проект главного Гребного порта, или Галерной гавани. Галерная гавань была основана во времена Петра I, в 1721 г., на части Васильевского острова, обращенной к Финскому заливу, и в дальнейшем предназначалась для строительства, ремонта и стоянки гребных судов галерного флота. К началу XIX в. сооружения Галерной гавани находились в запущенном состоянии, а ее постройки обветшали.
   
    В 1811 г. Захаров предложил проект перестройки обращенных главными фасадами в сторону Невы провиантских "магазинов". Он значительно улучшил их пропорции как в целом, так и отдельных частей, ввел целый ряд простых, но выразительных архитектурных деталей. В случае осуществления этого проекта Петербург обогатился бы еще одним высокохудожественным произведением.
    Более значительной работой архитектора, чем Адмиралтейские казармы, явилась перестройка Морского госпиталя на Выборгской стороне (Выборгская наб., 1—3,—Клиническая ул., 2—4), где уже в петровское время возникла Госпитальная слобода.
    Вступив в должность главного архитектора в 1805 г., Захаров прежде всего завершил начатые Камероном работы и выстроил отдельный кухонный флигель с пекарней со стороны восточного корпуса.
    От всего архитектурного ансамбля Морского госпиталя, занимавшего когда-то обширную территорию, сохранились здания, перестроенные во второй половине XIX— начале XX в., причем от Захарова — лишь маленький фрагмент по Клинической улице.
   
    Построенная в 1807—1811 гг., Артиллерийская лаборатория просуществовала немногим более десяти лет. Во время грандиозного наводнения 1824 г. все ее постройки были разрушены.
    Помимо проектирования и строительства Захаров выполнял в Петербурге массу ремонтных работ в Новой Голландии (наб. р. Мойки, 103), в Никольском Морском соборе, Училище корабельной архитектуры, в Адмиралтейской типографии на Васильевском острове, в Инвалидном доме на Каменном острове и других различных зданиях, находившихся преимущественно в ведении Морского министерства.
   
    Новое зданиеАдмиралтейства
N/A
Адмиралтейства

   явилось вершиной творческого гения Захарова, шедевром русского зодчества всех времен.
    Адмиралтейство играет необычайно важную роль как в архитектуре Петербурга, так и в русской истории в целом.
   
    Подводя итог, следует прежде всего отметить, что Захаров прожил сравнительно недолгую, но яркую творческую жизнь. В год кончины ему только что исполнилось пятьдесят лет, а все основные проекты были им разработаны за последние десять лет. Он полностью посвятил себя зодчеству, у него не было собственного дома и семьи — архитектор жил в холостяцкой казенной квартире, предоставленной ему Академией.
    К достижению еще небывалых высот архитектурного творчества будущий великий зодчий шел дорогой долгого каждодневного труда. Он не знал отдыха. Несмотря на то что ученические работы и самые ранние проекты Захарова не сохранились, можно наметить основные этапы его творческого пути. Прежде всего, это годы учения (1767—1786), сыгравшие фундаментальную роль в формировании его профессионального мастерства.
    1787—1800 гг.— следующий этап творчества Захарова. Для него характерно овладение практической стороной деятельности архитектора и строителя. А для формирования собственного архитектурного почерка очень важен следующий этап — 1800—1805 гг. После непродолжительного увлечения романтизмом во время работы главным архитектором города Гатчины Захаров возвращается к строгому классицизму на его переходной стадии к высокому классицизму. На данном этапе примечательно влияние на Захарова творчества его старшего современника архитектора Ф. И. Волкова, давшего первые образцы объединения единым фасадом целых кварталов городской застройки. Это был значительный шаг на пути от строгого к высокому классицизму.
    И наконец, самый главный и наиболее яркий этап творческой биографии зодчего — 1805—1811 гг., когда он являлся главным архитектором Адмиралтейства и осуществлял градостроительную политику во всех портовых городах Российской империи. На этом этапе творчество Захарова-градостроителя развернулось во всю ширь. К сожалению, не все архитектурные и инженерно-строительные идеи зодчего, намного опережавшие эпоху классицизма, смогли воплотиться в жизнь, но они способствовали дальнейшему прогрессивному развитию человеческой мысли.
    Годы жизни и творчества Захарова по счастливой случайности совпали с тремя основными периодами русского классицизма. Учение он начал на рубеже 1760—1770х гг., когда ранний классицизм только еще набирал силу в творчестве его ведущих архитекторов А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота, а затем А. Ринальди и Ю. М. Фельтена. Завершение учебы и начало самостоятельной деятельности Захарова падает на период строгого классицизма, крупнейшими представителями которого в Петербурге были И. Е. Старов, Д. Кваренги, Ч. Камерон, Ф. И. Волков. Являясь младшим современником и последователем этих замечательных мастеров двух последних десятилетий XVIII в., Захаров в начале XIX в. становится первооткрывателем эпохи наивысшего развития русского классицизма, связанной с решением целого ряда градостроительных проблем, и прежде всего проблемы создания единого городского ансамбля в системе уже существующих улиц и площадей. В этом основная историческая заслуга и величие Андреяна Захарова.
   
    В. К. Шуйский

Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1998. С.39






Адмиралтейство




 



  (c) портал "Культура России"