|
Михалков Никита Сергеевич (p. 21.1U.1945), советский актёр, режиссёр, сценарист. Народный артист РСФСР (1984). В 1963—66 учился в театральном училище им. Щукина. В 1971 окончил ВГИК (мастерская М.Ромма). В кино с 1961 (фильм "Тучи над Борском"). Первые актёрские работы Михалкова отличались естественностью и искренностью: Коля ("Я шагаю по Москве", 1963), Сергей Бородин ("Перекличка", 1966). Сыграл роли Чухновского ("Красная палатка") и Ежова ("Песнь о Маншук".) — обе 1970, Брылова ("Свой среди чужих, чужой среди своих", 1974), Алексея Устюжанина ("Сибириада", 1979), а также создал яркие образы в экранизациях классики: кпяяь Нелидов ("Дворянское гнездо". 1969), ротмистр Минский ("Станционныи смотритель", 1972, т/ф), Трилецкии ("Неоконченная пьеса для механического пианино", 1977)и др. Режиссерский дебют Михалкова— кинофильм "Спокойный день в конце войны" (1971). Его следующая работа — приключенческий фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), отличалась профессионализмом, пластической выразительностью и точной ритмической организацией материала. Эти же черты проявились и в фильме "Раба любви" (1976), снятом в жанре мелодрамы. В 1977 Михалков поставил фильм "Неоконченная пьеса для механического пианино" (по А. П. Чехову, получившая главную премию Мкф в Сан-Себастьяне и др. премии). Для картины характерны обострённое чувство чеховского стиля, жёсткая, чуть ироническая манера повествования. Детальный показ определённой социальной среды и дворянского быта сочетается в ней с актуальной постановкой проблемы истинных и мнимых жизненных ценностей: ложно понятый долг и служение некоей отвлечённой идее оборачиваются для героев пустотой. Вместе с тем картину пронизывает ощущение ценности отдельной человеческой судьбы с её поражениями и крахами. В 1979 Михалков экранизировал пьесу А. М. Володина "Пять вечеров". История двух людей, разлучённых войной и вновь встретившихся спустя годы, стала в фильме поводом для размышлении об обстоятельствах, формирующих личность, об одиночестве и путях его преодоления. Острый психологизм в сочетании с элементами стиля "ретро" Точно фиксируя бытовые подробности послевоенного времени. Михалков добился поэтического осмысления жизни персонажей в её исторической перспективе В 1980 Михалков осуществил экранизацию романа И. А. Гончарова "Обломов" (ф. "Несколько дней из жизни И.Обломова"). Интерпретируя классический сюжет, режиссёр переводит противоречие между пассивностью Обломова и деловитостью Штольца в план общих раздумии об истоках личности, степени её свободы и укорененности в семейном и родовом началах, которые и определяют связь человека с родной почвой, фильм отличается высокой режиссёрской культурой, поисками живописного изобразительного стиля. В основе фильма "Родня" (1482) лежит столкновение героини, сельской жительницы, с укладом городской жизни, ставится проблема взаимопонимания человеческого родства.
|