МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Мочалов Павел Степанович
Годы жизни: 15.11.1800 - 28.03.1948
актер

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Стрепетова Пелагея Антипьевна
Немирович-Данченко Владимир Иванович
Алексеев Константин Сергеевич
Комиссаржевская Вера Федоровна
Преображенская Ольга Иосифовна

Современники
Левитан Исаак Ильич
Алексеев Константин Сергеевич
Комиссаржевская Вера Федоровна
Серов Валентин Александрович
Глазунов Александр Константинович

В той же профессии
Федотова Гликерия Николаевна
Ленский Александр Павлович
Алексеев Константин Сергеевич
Шаляпин Фёдор Иванович
Москвин Иван Михайлович


Произведение
Церковь Троицы в селе Александровском
Церковь Троицы в селе Александровском


Персоналия
Бальмонт Константин Дмитриевич
Бальмонт Константин Дмитриевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Мочалов П.С.
Мочалов П.С.

Родился в Москве в семье крепостных актёров — Степана Фёдоровича и Авдотьи Ивановны Мочаловых. В 1816 окончил пансион. Занимался драматическим искусством под руководством отца. 4 сентября 1817 года с большим успехом дебютировал на московской сцене (с 1824 — Малый театр) в роли Полиника в трагедии "Эдип в Афинах" Озерова. В первые годы актер выступал в самом разнообразном репертуаре: в трагедиях Вольтера ("Танкред", 1818, главная роль), В. А. Озерова ("Фингал", 1822, главная роль), комедиях А. А. Шаховского (князь Радугин — "Пустодомы", 1819) и др. Уже в этих пьесах он восхищал зрителей естественностью, свободой выражения чувств, независимостью от канонических правил классицистской школы игры. Расцвет таланта Мочалова приходится на 1830—1840е гг. С его деятельностью было связано утверждение прогрессивного, демократического направления в русском театре. Консервативная критика не приняла искусства Мочалова, противопоставив ему петербургского трагика В. А. Каратыгина. Со 2-й пол. 20-х гг. в репертуаре Мочалова значительное место заняла романтическая драма: Кин ("Кин, или Гений и беспутство" Дюмаотца, 1835) и др.; он выступал в переделках для сцены романтических поэм Пушкина ("Керим Гирей, крымский хан" по мотивам "Бахчисарайского фонтана", 1827, гл. роль). Особенно много Мочаллову приходилось играть в мелодраме, часто шедшей в то время на русской сцене. Большой успех имел он в ролях Жоржа де Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа, 1829), Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу, 1826) и др. Однако в целом мелодрама с её схематизмом характеров, морализацией не могла дать артисту нужного материала для его творчества. Свои лучшие роли М. создал в произведениях Шекспира и Шиллера: Отелло (1837), Гамлет (1837), Король Лир (1839), Ричард III (1839), Ромео (1841), Карл Моор (1828) и Франц Моор (1844), Фердинанд (1829), Миллер (1842, "Коварство и любовь"), Дон Карлос (1829); Мортимер (1835, "Мария Стюарт"). Мочаллов настойчиво добивался возможности сыграть увлекавшую его роль Арбенина в "Маскараде" Лермонтова, но цензура не разрешила пост. этой пьесы. Значительным созданием М. была роль Чацкого в "Горе от ума", сыгранная им в первой постановке комедии в Москве 27нояб.1831; в игре Мочалова звучали гневный сарказм, негодование против фамусовской Москвы, он ярко раскрывал трагичность судьбы передового, мыслящего человека в условиях крепостнической России. 22 января 1837 Мочалов сыграл в свой бенефис роль Гамлета. Мочалов активизировал образ Гамлета, придал ему, по словам Белинского, "...гораздо более силы и энергии, нежели сколько может быть у человека, находящегося в борьбе с самим собою и подавленного тяжестью невыносимого для него бедствия, и дал ему грусти и меланхолии гораздо менее, нежели сколько должен ее иметь шекспировский Гамлет". Эта интерпретация образа Гамлета, героически отстаивающего человеческое достоинство против сил зла, эгоизма, пошлого практицизма, приобретала в обстановке тех лет глубоко прогрессивное значение. Исполнение Мочалова роли Гамлета встретило резко недоброжелательную оценку со стороны реакции кругов и горячее признание всей прогрессивной общественности, в первую очередь Белинского, описавшего игру Мочалова в своей знаменитой статье ""Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838). Выступая в роли Отелло, Мочалов глубоко раскрывал гуманистическое содержание пьесы Шекспира. В своём понимании образа Отелло Мочалов был близок к Пушкину, утверждавшему, что Отелло "не ревнив, а доверчив", подчёркивал трагический смысл крушения веры в человека. В "Ричарде III" М. создал титаническую фигуру злодея-властолюбца, попирающего все нормы человечности и потому обречённого на одиночество и гибель.Мочалову было свойственно стремление к романтически обобщённому раскрытию характера. Выдвигая на первый план гуманистическую идею произведения, сосредоточивая все силы на раскрытии внутреннего мира героя, его конфликта с действительностью, М. отвлекался от бытовой и исторической конкретности (отсюда его пренебрежение к внешней отделке роли, невнимание к костюму, гриму и пр.). Мочалов был актёром богатой интуиции, обладал яркой творческой фантазией. Ценнейшим качеством Мочалова было умение внутренне слиться с изображаемым образом, полностью жить на сцене его чувствами. Он показывал людей в моменты подъёма, в состоянии напряжённой внутренней деятельности. Его игра отличалась бурной эмоциональностью, изобиловала богатством оттенков, контрастов, стремит, переходов от спокойствия к возбуждению. Однако в тех случаях, когда роль была внутренне чужда Мочалову или какиелибо посторонние обстоятельства мешали артисту достигнуть на сцене полной творч. сосредоточенности, игра его была неровна. Подобное явление критика особенно часто отмечала в последние годы жизни артиста.
   



Мочалов П.С.
Мочалов П.С.





 



  (c) портал "Культура России"