МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Айвазовский Иван Константинович
Годы жизни: 17.07.1817 - 1900г.
художник

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы

В том же виде искусств
Репин Илья Ефимович
Васнецов Виктор Михайлович
Суриков Василий Иванович
Васильев Федор Александрович
Врубель Михаил Александрович

Современники
Ге Николай Николаевич
Шишкин Иван Иванович
Бородин Александр Порфирьевич
Перов Василий Григорьевич
Мусоргский Модест Петрович

В той же профессии
Аргунов Иван Петрович
Рокотов Федор Степанович
Боровиковский Владимир Лукич
Тропинин Василий Андреевич
Венецианов Алексей Гаврилович


Произведение
Князь Игорь
Князь Игорь


Персоналия
Боровиковский Владимир Лукич
Боровиковский Владимир Лукич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Айвазовский И.К. Автопортрет
Айвазовский И.К. Автопортрет

Маринист, мастер морского батального пейзажа. Родился в Феодосии 17 июля 1817 года в семье армянского негоцианта, позже разорившегося. Художественные способности обнаружил в раннем детстве. Учился в Симферопольской гимназии, в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств в пейзажный класс, руководимый М. Н. Воробьевым.
    Первая же картина Айвазовского, появившаяся на академической выставке, — "Этюд воздуха над морем" (1835, ГТГ) — была замечена критикой. Через два года художник удостаивается Большой золотой медали
за три морских вида и получает задание написать серию пейзажей крымских городов. В Крыму состоялось его знакомство с М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым и П. С. Нахимовым, которое способствовало возникновению у художника интереса к батальному жанру. Работы, выполненные в Феодосии, Ялте, Севастополе, Керчи, с успехом демонстрировались на выставке в Академии художеств. В 1840 году живописец командирован в Италию, где он увлеченно изучает классическое искусство и много работает. В Риме состоялась выставка его картин, показанная затем еще в нескольких городах Европы.
    В Италии английский живописец Д. Тернер обратился к русскому маринисту со стихотворным дифирамбом. В Париже Совет Академии искусств присудил ему Золотую медаль. Главное, что поражало современников художника в его работах, — необыкновенная для того времени близость к натуре в передаче водной стихии. В 1844 году Айвазовский испросил разрешения вернуться досрочно в Россию и по дороге на родину устроил свою выставку в Амстердаме. По прибытии в Петербург он сразу же был возведен в звание академика и
    царским указом причислен к Главному морскому штабу "со званием живописца сего штаба". В течение зимы художник выполнял заказ на исполнение видов Балтики. В 1845 году Айвазовский сопровождал экспедицию Ф. П. Литке к берегам Малой Азии и Греческого архипелага. Последующее творчество мастера в значительной мере связано с Феодосией, где он поселился и где создал многие сотни произведений. Прожив большую творческую жизнь, Айвазовский вначале отдал дань романтическому пейзажу, ярким примером которого cлужит "Девятый вал" (1850, ГРМ), но с годами его произведения cтановятся более строгими и суровыми. Среди известных пейзажей, выполненных художником во второй половине века, — "Черное море" (1881, ГТГ), "Волна" (1889, ГРМ). В качестве живописца Главного морского штаба Айвазовский писал также морские пейзажи батального характера. К наиболее популярным его полотнам такого рода относится "Чесменский бой" (1848, Феодосийская картинная галерея).
    Художник вошел в историю города Феодосии и как значительный общественный деятель. На благоустройство родного города он отдавал много энергии и личных средств. Его усилиями, в частности, основана картинная галерея, перешедшая после смерти мастера в cобственность города. В настоящее время она обладает крупнейшим собранием произведений Айвазовского.

Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978. С.41




Айвазовский И.К. Морской берег
Айвазовский И.К. Морской берег
Айвазовский И.К. Фотопортрет
Айвазовский И.К. Фотопортрет


Девятый вал
Морской берег




 



  (c) портал "Культура России"