МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Фокин Михаил Михайлович
Годы жизни: 05.01.1880 - 04.04.1930
актер

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Семенова Екатерина Александровна
Истомина Авдотья Ильинична
Мочалов Павел Степанович
Андреянова Елена Ивановна
Федотова Гликерия Николаевна

Современники
Немирович-Данченко Владимир Иванович
Алексеев Константин Сергеевич
Глазунов Александр Константинович
Иванов Вячеслав Иванович
Бальмонт Константин Дмитриевич

В той же профессии
Саруханов Юрий Ильич
Ильинский Игорь Владимирович
Гарин Эраст Павлович
Алейников Петр Мартынович
Андреев Борис Федорович


Произведение
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры


Персоналия
Панкратов-Черный Александр  Васильевич
Панкратов-Черный Александр Васильевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Серов В.А. Портрет Фокина М.М.
Серов В.А. Портрет Фокина М.М.

Фокин — русский артист балета, балетмейстер. В 1898 окончил Петербургское театральное училище, где учился у П. К. Карсавина, А. В. Ширяева, П. А. Гердта, Н. Г. Легата. Был зачислен танцовщиком в балетную труппу Мариинского театра. Танец Фокина отличался высоким лёгким прыжком, благородной грациозной манерой. С начала своей творческой деятельности Фокин стремился осмыслить и индивидуализировать классические партии, из которых лучшими были: Арлекин ("Арлекинада" Дриго), Дезире ("Спящая красавица"), Люсьен ("Пахита" Дельдевеза и Минкуса), Базиль ("Дон Кихот"), Солор ("Баядерка" Минкуса), Жан дё Бриен ("Рай-монда"), Зигфрид ("Лебединое озеро") и др.Исполнял также характерные танцы, а позднее-партии в своих постановках: Рэнэ дё Божанси ("Павильон Армиды" Н. Черепнина), Амун ("Египетские ночи" Аренского), Юноша ("Шо-пениана"), Пьеро и Арлекин ("Карнавал"), Негр ("Исламей" на муз. Балакирева), Эрос (опера на музыку Чайковского) и др.Первые балеты Фокина поставлены для учеников Петербургского театрального училища ("Ацис и Галатея" Кадлеца, 1905, "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона, 1906). Затемнеет. в Мариинском театре спектакли: "Эвника" Щербачёва, "Павильон Армиды" (1907), "Египетские ночи", "Шопениана" (1908). В этих спектаклях Фокин выступил как балетмейстер-новатор и реформатор. Опираясь на искания современной живописи и театра, он противопоставил отвлечённым образам классического балета конкретные человеческие характеры.Фокин работал в содружестве. Использовал симфоническую музыку Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Р. Шумана, Ф. Шопена, И. Ф. Стравинского, М. Равеля, С. В. Рахманинова. В своих постановках балетмейстер стремился отразить многообразие и сложность жизни. В светлую, праздничную атмосферу балетов Фокина диссонансом входили темы одиночества человека, безудержности губительных страстей, призрачных грёз о счастье и др. Эти темы потребовали новых выразительных средств. Фокин пришёл к отрицанию лассического танца как системы художественного мышления и пользовался им в отдельных случаях, когда это содействовало выражению пределённых характеров или эмоций. В его балетах национальный колорит, передача атмосферы эпохи достигались включением изобразительного искусства, пластики, народного танца. Фокин часто обращался к стилизации, перенося в хореографию вазовую живопись, старинные гравюры. Но при этом он всегда стремился выразить в своих постановках современное мироощущение. В 1905 (в Петербургское театральное училище) начал педагогическую деятельность, которую продолжал до конца жизни. Его учениками были Е. М. Люком, Е. П. Гердт, Е. А. Смирнова, П. Н. Владимиров, Н. П. Ивановский и др.В 1909 начались триумфальные гастроли Фокина за рубежом в "Русских сезонах", организованных С. П. Дягилевым. Ф. был руководителем балетной труппы "сезонов", вначале его пост. составляли основу репертуара. В 1918 Ф. уехал в Стокгольм, а затем — в США. В 1936—39 работал в труппе "Русский балет Монте-Карло" (спектакли этого периода сохраняются в репертуаре зарубежных балетных трупп). В 1942 поставил спектакль "Русский солдат" на муз. Прокофьева, посвятив его героическим советским воинам. "Иоловецкие пляски" в опере "Князь Игорь" (1аиу, театр "Шатле", Париж), "Карнавал" (зал Павловой Петербург), "Шехеразада" ("Гранд-Опера", Париж) "Жар-Птица" Стравинского (там же) — все в 1910, "Петрушка" Стравинского (1911, т-р "Шатле"), "Дафнис и Хлоя" Равеля (1912, там же), "Стенька Разин" на муз. Глазунова (1915, Мариинский театр, Петроград), "Арагонская хота" на муз. Глинки (1916, там же), "Испытания любви" на муз. Моцарта (1936, Казино, Монте-Карло), "Дон Жуан" на муз. Глюка (1936, театр "Альгамбра", Лондон), "Паганини" на муз. Рахманинова (1939, "Ковент-Гарден", Лондон), "Синяя борода" на муз. Оффевбаха (1941, Дворец изящных искусств, Мексика) и др.

Марков П.А., ред. Театральная энциклопедия. Т.5. М.,1967. С.488









 



  (c) портал "Культура России"