Ильинский —русский советский актёр. Народный артист СССР (1949). Впервые выступил на профессиональной сцене в 1918 в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской (Старик — "Лисистрата" Аристофана). В 1918 И. — актёр Театра ХПСРО. Затем работал в ряде московских театров — оперетта, "Летучая мышь", МХАТ, Первый государственный театр для детей и др. Пробуя свои силы в различных жанрах Ильинский наибольших успехов добивается в комединых ролях: Селим ("Похищение из гарема"Моцарта), Антонио ("Женитьба Фигаро") и др. Уже в этот период обнаружилось огромное сценическое обаяние актёра, его большая эмоциональная заразительность, склонность к яркой комедийной форме, мастерство перевоплощения. В 1920 Ильинский поступил в Театр РСФСР 1-й, преобразованный впоследствии в Теар им. Мейерхольда, где работал до 1935. Его привлекли задача создания агитационно-политического театра, поиски новых революционных форм. Участвовал в спектакле "Зори" Верхарна (небольшая трагедийная роль фермера Гислена). В конструктивистском, биомеханическом спектакле "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (1922) играл роль ревнивца Брюно, сочетая в своём исполнении элементы лирики, драматизма, акробатики. Виртуозное мастерство актёра проявилось в исполнении роли Аркашки Счастливцева, насыщенном трюками и аттракционами ("Лес", 1924). Психологичичность и одновременно эксцентричность образ Расплюева создал Ильинский в "Свадьбе Кречинского". Важную роль в творчестве Ильинского сыграли его встречи с Маяковским, в произведении кторого раскрылся комедийно-сатирический талант актёра: в 1921 он исполнил роль растерянного Соглашателя в "Мистерии-Буфф", используя приёмы народного балагана, в 1929 создал обобщённый, гиперболизированный образ воинствующего обывателя, общественного паразита Присыпкина в "Клопе". В Театре Мейерхольда определились характерные для искусства Ильинского черты: смелость творческих поисков, понимание условной природы театра, высокая актёрская техника. Одновременно с работой в Театре Мейерхольда Ильинский выступал в спектаклях Московского драматического театра (с глубоким драматизмом играл Тихона — "Гроза", 1922), 1-й Студии МХАТа (Грумио — "Укрощение строптивой" Шекспира, 1923). С 1938 — в труппе Малого театра. Дебютировал в роли Хлестакова. Затем играл роли Загорецкого ролей свою близость реалистич. традициям "Дома Щепкина". В этот период сценического создания Ильинский, сохраняя остроту и смелость формы, приобретают большую жизненную глубину и цельность. В Малом театре Ильинский впервые выступил в роли современного положительного героя — председателя колхоза Чеснока ("В степях Украины" Корнейчука, 1941, Гос. пр. СССР, 1942). Затем сыграл роли матроса Шибаева ("Незабываемый 1919-й" Вишневского, 1950, Гос. пр. СССР, 1951) и профессора Картавииа ("Когда ломаются копья" Погодина, 1953). В творчестве Ильинского психологическая глубина реалистического искусства, высокое мастерство сценической речи соединяются порой с гротесковыми, иногда эксцентрическими приёмами. Образы Ильинского идейно-насыщенные, яркие и увлекательные по форме, проникнуты острым чувством современности. Большое место в репертуаре Ильинского занимают персонажи в пьесах Островского: Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"), Юсов. В Малом театре раскрылась новая сторона дарования Ильинского— склонность к тёплому и мягкому лиризму, задушевности, высокий драматизм. Выдающимся достижением Ильинского явилось исполнение роли Акима ("Власть тьмы", 1956). Глубоко правдивый во всех жизненных деталях образ простого крестьянина вырастает у Ильинского в эпическую фигуру страстного поборника правды и справедливости, символизирующую победу добра и света над властью тьмы. Аким Ильинского — одно из крупнейших созданий советской актёрской школы.Ильинский широко известен как один из лучших советских комедийных киноактёров (снимается с 1924). Несмотря на условность и эксцентричность его героев (Петелькин — "Закройщик из Торжка", Тапиока —"Процесс о трёх миллионах", Франц — "Праздник св. Иоргена"), Ильинский заставляет зрителя поверить в их достоверность и жизненность. Лучшие работы Ильинского в кино — обобщённо-сатирические образы бюрократов Бывалова (, 1938, Гос. пр. СССР, 1941) и Огурцова ("Карнавальная ночь", 1956).Склонность И. к лирике, драматизму, передаче глубоких человеческих чувств нашла своё отражение и в его концертной деятельности (как мастер художественного слова выступает с начала 20-х гг.). Особенно ярко эти качества проявились в исполнении рассказа Карла Ивановича из "Отрочества" Л. Толстого и "Старосветских помещиков" Гоголя. В эстрадном репертуаре Ильинский большое место занимают произведения Пушкина, Крылова, Щедрина, Чехова, Михалкова и др. И. использует в концертных выступлениях свою богатую мимику, выразит. жест, движение, достигает полного перевоплощения. Ильинский выступает на радио (Победоносиков — "Баня", 1951, и др.). Занимается режиссурой; постановка в Малом т-ре (совм. с В. И. Цыганковым): "Ярмарка тщеславия" по Теккерею (1958, ), "Любовь Яровая" (1960); "Честность" Софронова (1961).
Марков П.А., ред. Театральная энциклопедия. Т.3. М., 1964. С.860