МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Ломоносов Михаил Васильевич
Годы жизни: 1711г. - 1765г.
поэт

Сайты по теме
Сервер "Литература" - проект РЖ - Русского журнала
Библиотека Максима Мошкова
Общий текст. Литературный проект М.Школьниковой
Интернет-библиотека Алексея Комарова
Древнерусская литература
Электронная библиотека Евгения Пескова

В том же виде искусств
Иванов Вячеслав Иванович
Бальмонт Константин Дмитриевич
Пешков Алексей Максимович
Гиппиус Зинаида Николаевна
Бунин Иван Алексеевич

Современники
Растрелли Франческо-Бартоломео
Чевакинский Савва Иванович
Ринальди Антонио
Ломоносов Михаил Васильевич

В той же профессии
Бальмонт Константин Дмитриевич
Гиппиус Зинаида Николаевна
Брюсов Валерий Яковлевич
Волошин Максимилиан Александрович
Блок Александр Александрович


Произведение
Потир. Москва
Потир. Москва


Персоналия
Панкратов-Черный Александр  Васильевич
Панкратов-Черный Александр Васильевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Ломоносов М.В.
Ломоносов М.В.

Сын рыбака-помора, Михаил Васильевич Ломоносов первые девятнадцать лет своей жизни провел на Севере, в селе Денисовке, у Белого моря.
    У одного из своих односельчан четырнадцатилетнему Ломоносову удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее он называл "вратами своей учености", он буквально выучил наизусть и страстно захотел продолжать учение. Тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добирается до Москвы и, преодолев многочисленные препятствия, поступает в 1731 г.
в Славяно-греко-латинскую академию. Насмешки товарищей по школе — "малых ребят" — над "болваном лет в двадцать", который "пришел латине учиться", скудное существование на три копейки в день не останавливают Ломоносова. Обнаруживая блестящие способности, невероятную настойчивость и трудолюбие, он за один год проходит сразу три класса.
    В 1736 г. школьное начальство получило указ направить в университет при Петербургской академии наук "отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели". В эту группу попал и М.В. Ломоносов. В этом же году его посылают из Петербурга в Германию для освоения горного дела. За границей Ломоносов изучает точные науки, философию, иностранные языки. В 1741 г. он возвращается на родину и начинает работать в Академии наук. В 1745 г. М.В. Ломоносов становится профессором химии, академиком и ведет научную и литературную деятельность.
    М.В. Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета. Ломоносову принадлежит ряд выдающихся научных открытий в самых различных областях знания. Одновременно с работами в области точных наук, с занятиями русской историей протекала и основополагающая работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики.
    В 1739 г. Ломоносовым была написана ода, воспевающая доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин. Произведение это, исполненное патриотического чувства, написанное стихом небывалой до того звучности, стремительности и силы, открыло новую эпоху в истории русской поэзии. Оды, представлявшие собой как бы торжественные, ораторские речи в стихах, стали отныне излюбленным стихотворным жанром Ломоносова. Он воспевал в них славу героев, величие, мощь России, славил героический характер русского человека.
    Прославляя военные триумфы России, поэт в то же время подчеркивает миролюбие русского народа, который обнажает "правдивый меч" лишь для того, чтобы водворить повсюду мир — "возлюбленную тишину". Восторженные похвалы науке — одна из основных тем ломоносовской поэзии. Стихотворные призывы Ломоносова к развитию отечественных наук подкреплялись его собственной научной деятельностью, которая в свою очередь находила поддержку и защиту в его стихах. Таково, например, стихотворное послание Ломоносова "О пользе стекла" (1752).
    Научное восприятие мира, космоса раскрывается в двух "Размышлениях" Ломоносова. В "Утреннем размышлении" поэт описывает солнце, каким оно должно было бы предстать приблизившемуся к нему человеческому взору:
    Тогда б со всех открылся стран
    Горящий вечно Океан.
    Там огненны валы стремятся
    И не находят берегов,
    Там вихри пламенны крутятся,
    Борющись множество веков;
    Там камни, как вода, кипят,
    Горящи там дожди шумят.
    "Несчетные солнца" неизмеримых пространств бесконечной Вселенной видит поэт, вглядываясь в усыпанное звездами небо:
    Открылась бездна звезд полна;
    Звездам числа нет, бездне — дна...
    Ломоносов чувствовал огромные возможности, таящиеся в русском языке, его "природное изобилие, красоту и силу". Однако эти возможности в руской литературе 1-й половины XVIII не были широко использованы. Литературным языком еще оставался церковнославянский язык, оторванный от живой, разговорной речи. И литературный язык, и разговорная речь были засорены чрезмерно большим количеством иностранных слов.
    Сблизить литературную и разговорную речь, обеспечить целостность и самостоятельность национального русского языка — на это и были направлены усилия Ломоносова. И ему многое удалось сделать в этом отношении.

Детская энциклопедия. Т 11. М., Педагогика. 1976. С. 78









 



  (c) портал "Культура России"