МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Шаляпин Фёдор Иванович
Годы жизни: 13.11.1873 - 12.04.1938
актер

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Федотова Гликерия Николаевна
Ленский Александр Павлович
Стрепетова Пелагея Антипьевна
Немирович-Данченко Владимир Иванович
Алексеев Константин Сергеевич

Современники
Иванов Вячеслав Иванович
Бальмонт Константин Дмитриевич
Гиппиус Зинаида Николаевна
Лидваль Федор Иванович
Бондаренко Илья Евграфович

В той же профессии
Басов Владимир Павлович
Шукшин Василий Макарович
Коршунов Виктор Иванович
Соломин Юрий Мефодьевич
Джигарханян Армен Борисович


Произведение
Церковь Федора Стратилата на Ручью
Церковь Федора Стратилата на Ручью


Персоналия
Врубель Михаил Александрович
Врубель Михаил Александрович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

"Русалка". Шаляпин Ф.И.

Федор Шаляпин — русский певец .(бас). С 10 лет был учеником сапожника, затем токаря, работал писцом, грузчиком. С музыкальной грамотой познакомился, участвуя в церковных хорах. В 1890 поступил хористом в труппу С. Я. Семёнова-Самарского (Уфа), где исполнил партии ("Галька" Монюшко), Фернандо ("Трубадур"), Неизвестного ("Аскольдова могила" Верстовского). В 1891—92 Шаляпин разъезжал по городам России с украинской опереточной труппой Г. О. Любимова-Деркача (пел в хоре, исполнял роль Петра в "Наталке-Полтавке"), участвовал как хорист в спектаклях французской оперетты, выступавшей в Баку. В спектаклях труппы Ключарёва (Батум, Кутаис) спел партии: Оровезо ("Норма"), Кардинал ("Дочь кардинала"Галеви), Валентин ("Фауст"). В 1892—93 занимался пением с Д. А, Усатоеым в Тифлисе. Здесь же начал выступать как профессиональный оперный певец (сезон 1893/94, антреприза В. Л. Форкатти, дирижёр И. А. Труффи), исполнил 14 партий, в том числе.: Мефистофель ("Фауст"), Мельник ("Русалка"), Дон Базилио. В летний сезон 1894 выступал в антрепризе М. В. Лентовского (Петербург, театр в саду "Аркадия"), осенью вступил в труппу Петербургского оперного товарищества (в Панаевском театре). В 1894 был принят в труппу Мариинского театра, где спел 9 партий (в т. ч. Галицкого в "Князе Игоре").
    Однако дирекция императорских театров не обратила вынимания на талант Шаляпина. В 1896 он принял приглашение С. И. Мамонтова выступать в гастрольнх спектаклях Московской частной русской оперы на Нижегородской ярмарке, а с осени вступил в состав этой труппы. Здесь по-настоящему раскрылось исключительное, дарование Шаляпина. За три года работы (1896—99) он создал множество партий: Сусанин; Борис и Варлаам ("Борис Годунов"), Досифей ("Хованщина"), Грозный, Сальери, Варяжский гость ("Псковитянка", "Моцарт и Сальери", "Садко" Римского-Корсакова), Олоферн ("Юдифь" Серова), Нилаканта ("Лакме") и др. Работая в театре Мамонтова, Шаляпин восполнил пробелы своего общего и музыкального образования, общаясь с группой выдающихся русских художников (В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов и др.), историком В. О. Ключевским, артистами Малого театра — О. О. и М. П. Садовскими, Г. Н. Федотовой. Особое значение для Шаляпина имели занятия и последующая творческая дружба с Рахманинов Сергей Васильевич (в сезон 1897/98 — дирижёр Моск. частной рус. оперы). После огромного успеха Шаляпина во время петерб. гастролей Моск. частной рус. оперы (1898) В.В. Стасов стал пропагандировать его искусство, познакомил певца с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, Н, А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым.В 1899 Ш. перешёл в Большой театр, одновременно выступал на сцене Мариинского театра и гастролировал в ровинциальных городах. После триумфальных гастролей в Италии (1901, театр "Ла Скала") начались зарубежные выступления Шаляпина. Он был участником спектаклей "Русские сезоны за границей" С. П. Дягилева (1907-1909 и 1913, Париж), выступив как пропагандист оперного творчества Мусоргского и Римского-Корсакова. В 1899—1914 Шаляпин. создал ряд новых вокально-сценических образов: Алеко (о. п. Рахманинова), Фарлаф "Руслан и Людмила"), Кончак ("Князь Игорь"), Мефистофель (о. п. Бойто), Ерёмка ("Вражья сила" Серова), Демон; Филипп II ("Дон Карлос" Верди), Лепорелло ("Дон Жуан"), Дон Кихот (о. п. Массне) и др. В эти годы Шаляпин достиг высокого мастерства. Об исполнении партии Дон Кихота Вл. И. Немирович-Данченко писал: "...в этих отрешенных от ействительности глазах, в этой истощенной фигуре одухотворенного борца с мельницами, нищего рыцаря, столько же вдохновенного, сколько и смешного. Это художественный портре.т Огромное значение в формировании идейно-художественных принципов Шаляпина имела его дружба с М. Горьким (с 1901). В эти годы Шаляпин примыкал к прогрессивным общественным кругам; в 1905 он отдавал сборы со своих концертов в фонд революции, его выступления с исполнением нар. песен (например, "Дубинушка") превращались подчас в политические демонстрации. С 1914 Шаляпин стал выступать в частных,оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петербург) .
    После победы Октябрьской революции Шаляпин был првивлечён к активному участию в строительстве новой театральной музыкальной культуры. В 1918 он вернулся в Мариинский театр, где ему было поручено художественное руководство. Шаляпин восстановил в репертуаре мн. цвет. рус. и зап.-европ. классич. опер; за сезон Й018—19 спел ок. 80 спектаклей; выступал с концер-нами перед рабочей и красноармейской аудиторией. 8В ноябре 1918 Совет комиссаров Сев. обл. присвоил р1. звание нар. арт. как "высокодаровитому вы-йдпу из народа". В 1919 Ш. был избран в Директо-рию Мариинского т-ра.
    В 1922 Шаляпин уехал на гастроли за рубеж и не вернулся "• Сов. Союз. Оторвавшись от родины, подпал под ашяние эмигрантской среды. На чужбине Шаляпин не ведал новых сценических образов, но до конца жизни сохранил верность традициям отечественного искусства. Один из корифеев русского реалистического искусства Шаляпин в равной мере велик как певец и как драматический актёр, глубоко национальный художник, он поднял русскую музыкальную драму на небывалую высоту. Его деятельность явилась крупнейшим этапом в развитии мирового оперно-исполнительского искусства.
    ... На оперной сцене Шаляпин превосходил громадным дарованием всех своих оперных предшественников. Голос Шаляпина, уникален по гибкости, тембровому богатству и красоте ртания (сочетание задушевной нежности с глубиной мощью) позволял певцу свободно передавать — от проникновенной нежности до трагедий пафоса и разящего сарказма. Высокое мастерство в области фразировки, нюансировки, дикции, тембрая окраска звука помогали Шаляпину насыщать каждую фразу партии образным смыслом, обогащать её убогим психологическим подтекстом.
    Стальной ритм у Шаляпина передается с поразительной свободой исполнения. В игре Шаляпина непосредственное вдохновение совмещалось некой шлифовкой образных деталей. Певец неустанно совершеиствовал и обновлял трактовку всех партий его репертуара, добиваясь всё большей исторической правды, предельной выразительности мизансцен, грима который он создавал сам, костюма, безукоризненной сценической пластики. У Шаляпина был огромный дар перевоплощения, он исполнял самые различные партии. Особенно увлекали Шаляпина психологически сложные, противоречивые и многогранные характеры, которые он воплощал с огромной драматической силой и мастерством (образ Бориса Годунова). Партии: Стольник ("Галька" Монюшко, 1890), Фернандо ("Трубадур", 1891), Неизвестный ("Аскольдова могила" Верстовского, 1891), Пётр ("Наталка-Полтавка", 1892), Оровезо ("Норма", 1892), Кардинал ("Дочь кардинала" Галеви, 1892), Валентин, Мефистофель ("Фауст", 1893), Рам-фис ("Аида", 1893), Гудал ("Демон", 1893), Тонио ("Паяцы", 1893), Монтероне ("Риголетто", 1893), Гремин ("Евгений Онегин", 1893), Сен-Бри ("Гугеноты" Мейербера, 1893), Лотарио ("Миньон" Тома, 1893), Цунига ("Кармен", 1893), одна из басовых партий (Том?, Самуэль?, Сильвано?, "Бал-маскарад" Верди, 1894), лорд Кокбург ("Фра-Дьяволо" Обера, 1894), Мельник ("Русалка", 1894), Томский ("Пико-вая дама", 1894), Дон Баяилио (1894); Миракль ("Сказки Гофмана" Оффенбаха, 1894), Бертрам ("Роберт-Дьявол" Мейербера, 1894), Руслан (1895); Робинзон ("Тайный брак" Чимарозы, 1895), Панас ("Ночь перед рождеством", 1895), Судья ("Вертер", 1896), князь Верейский ("Дубровский" Направника, сезон 1895/96), Сват ("Русалка", 1896), Андрей Дубровский ("Дубровский" Направника, 1896), Галицкий (1896); князь Владимир ("Рогнеда" Серова, 1896), Сусанин (1896); Старый еврей ("Самсон и Далила" Сен-Санса, 1896), Нилаканта ("Лакме", 1896), Странник ("Рогнеда" Серова, 1896), Иван Грозный ("Псковитянка", 1896), Колен ("Богема", 1897), князь Вязьминский ("Опричник" Ча.йков-ского, 1897), Досифей ("Хованщина", 1897), Варяжский гость ("Садко", 1897), Голова ("Майская ночь", 1898), Оло-ферн ("Юдифь" Серова, 1898), Сальери ("Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова, 1898), Борис Годунов (1898).; Варлаам ("Борис Годунов", 1899), Илья ("Илья Муромеп" В. Серовой, 1899), Алеко (о. п. Рахманинова, 1899), Бирон ("Ледяной дом" Корещенко, 1900), Галеофа ("Анджело" Кюи, 1901), Фарлаф (1901); Мефистофель ("Мефистофель" Бойто, 1901), Священник ("Пир во время чумы" Кюи, 1901), Ерёмка ("Вражьр сила" Серова, 1902), Добрыня ("Добрыня Никитич" Гречанинова, 1903), Демон (1904); Гаспар ("Корневильские колокола" Планкета, 1904), Евгений Онегин (1-я и 3-я картины, 1905); Филипп II ("Дон Карлос" Верди, 1907), Лепорелло ("Дон Жуан", 1908), Хан Асваб ("Старый орёл" Гинсбурга, 1909), Дон Кихот (о. п. Массне, 1910), Иван Грозный (о. п. Гинсбурга, 1911), Кончак ("Князь Игорь", 1914).

Марков П.А., ред. Театральная энциклопедия. Т.5. М.,1967. С.65









 



  (c) портал "Культура России"