МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Прокофьев Сергей Сергеевич
Годы жизни: 23.04.1891 - 05.09.1953
композитор

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line

В том же виде искусств
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Лавровская Елизавета Андреевна
Лядов Анатолий Константинович
Глазунов Александр Константинович
Рахманинов Сергей Васильевич

Современники
Стравинский Игорь Фёдорович
Вертинский Александр Николаевич
Горенко Анна Андреевна
Мельников Константин Степанович
Пастернак Борис Леонидович

В той же профессии
Алябьев Александр Александрович
Глинка Михаил Иванович
Даргомыжский Александр Сергеевич
Серов Александр Николаевич
Рубинштейн Антон Григорьевич


Произведение
Конек-Горбунок
Конек-Горбунок


Персоналия
Даргомыжский Александр Сергеевич
Даргомыжский Александр Сергеевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Прокофьев С. Фотография
Прокофьев С. Фотография

Родился в селе Сонцовка, ныне село Красное Донецкой области. Народный артист РСФСР (1947). В 1909 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции, в 1914 по классу фортепиано. Ученик А. К. Лядова (композиция),Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витола (музыкально-теоретические дисциплины), Н. Н. Черепнина (дирижирование), А. Н. Есиповой (фортепиано). С 1918 по 1936 жил за рубежом (преимущественно во Франции), трижды посещал Советский Союз с гастрольными поездками, сотрудничая с театрами и киностудиями. Окончательно возвратился в СССР в 1936. Один из наиболее выдающихся композиторов России 20 в., Прокофьев создал значит. произв. во всех жанрах муз. творчества: вокальном, симфоическом, камерно-инструментальном, писал музыку к кинофильмам и театр, постановкам. Ведущая роль в его наследии принадлежит опере и балету. Балетное творчество Прокофьева в период до 1930-х гг. в основном связано с деятельностью Русского балета Дягилева. По заказу С. П. Дягилева Прокофьев работал над балетом на скифский сюжет в сотрудничестве с автором либретто поэтом С. М. Городецким, и хотя первый опыт композитора был отвергнут заказчиком, возникшая на его основе "Скифская сюита" для оркестра (1915) в дальнейшем неоднократно использовалась хореографами. В "Скифской сюите" получили ярчайшее выражение образы языческой Руси с присущим им сокрушающим напором, первозданной силой и одновременно очарованием пустынного пейзажа, таящего в себе смутную тревогу. Декоративная красочность музыки сочетается энергией ритмов, брутальной жёсткостью и ослепительным блеском оркестровки, достигающим апогея в картине солнечного восхода. Русская национальная природа творчества Прокофьева ярко проявилась в первом завершённом и поставленном дягилевском балете -"Сказке про шута, семерых шутов перешутившего" по мотивам русских сказок из собр. А. Н. Афанасьеве (1920, 2-я переработанная редакция , сцен. П. Щ Дягилев; 1921, Русский балет Дягилева, Париж, балетмейстер Т.Славинский, художник М. Ф. Ларионов)., Подобно прославленному "Пеструшке" И. Ф. Стравинского, "Сказка про шута..." также вобрала в себя стихию рус. балаганно-скоморошьего представления, переходящего порой гротеск. Но в балете Прокофьева несравненно весомее роль мелодии, пронизанной песенными и танцевальными оборотами в духе рус. лирической "протяжной" песни и буйного пляса.Стремление соприкоснуться с жизнью современной России отразилось в балете "Стальной скок" (1925, сцен. Г. Б. Якулов и П.; 1927, Русский балет Дягилева, балетмейстер Л. Ф. Мясин, худ. Якулов). Критически относясь ко многим проявлениям большевистской диктатуры (о чем свидетельствует дневник, посвященных пребыванию на родине), Прокофьев тем не менее с сочувствием относился к планам индустриального преобразования страны.В замысле балета, в рождении которого решающую роль сыграл художник-конструктивист Якудч отразилось увлечение "музыкой машин", что сочеталось с гротесково-карикатурным изображением как персонажей, представлявших "старую Россию", так примет нового быта. Однако национальная природа дарования Прокофьева по-своему преломилась и в этом балете, что сказалось в диатопическом складе музыки, в отдельных "прорывах" чистой лирики.Этапом в творческом развитии Прокофьева стал балет "Блудный сын", созданиями на основе евангельской притчи (1929, сцен. Б. Кохно, Париж, Русский балет Дягилева, балетмейстер Дж. Баланчин). Сказалось несравненное мастерство Прокофьева в раскрытии психологически сложных душевных движении. Лирическое наклонение преобладает и в балете "На Днепре", созданном по заказу ближайшего сотрудника и единомышленники Дягилева - С. Лифаря (1930. сцен. Лифаря и П. 1932, парижская Опера, балетмейстер Лифарь).Крупнейшие достижения Прокофьева в балетном творчестве связаны с его деятельностью по возвращении па родину. Балет "Ромео и Джульетта"на сюжет трагедии У. Шекспира в эволюции в стал событием мирового значения (1936, сцен. А И. Пиотровский, С. Э. Радлов и П: 1938, Брно, балетмейстер И. Псота). Во многом исходившее из господствовавших тогда принципов драмбалета, это произведение противостояло идейно-эстетическим установкам, провозглашавшимся сторонниками соц. реализма: взамен прямолинейно-однозначной конфронтации положит, героев и коварных врагов в "Ромео и Джульетте" развернуты глубокие, психологически достоверные, порой противоречивые характеристики персонажей. Апология любви, ставшей выше насилия и раздоров, горячее воззвание к примирению в ту пору, когда в обществе целенаправленно разжигались жестокость и ненависть к свободомыслию, не могли не затруднить вхождение шедевра Прокофьева в репертуар ведущих т-ров страны (балет был поставлен спустя 5 лет после его завершения). И все же постановка балета, осуществлённая Л. М. Лавровским на сцене Театра им. Кирова (1940), стала классической и послужила исходной точкой отсчёта в позднейших интерпретациях творения окофьева.Впечатляющего успеха достиг Прокофьев в балете Золушка на сюжет сказки Ш. Перро (1944, сцен. Н. Д. Волков; 1945, Большой театр, балетмейстер Р. В. Захаров). Романтическая сущность музыки Прокофьева проявилась прежде всего в особой роли возрождённого в те годы увлекающего и одухотворённого вальса. Возвышенная и утончённая лирика оттеняется в балете изящными неоклассическими стилизациями придворных танцев (где особую драматургическую роль играет гавот), а также гротесково-пародийными образами злобной мачехи и сварливых сестёр, в создании которых проявился неподражаемый юмор Прокофьева Последний балет "Сказка о каменном цветке" ("Каменный цветок", 1950, сцен. Лавровский и М. А. Мендельсон-Прокофьева; 1954, Большой театр, балетмейстер Лавровский) также отчётливо проявил национальный склад музыки Прокофьева, его тяготение к эпическому повествованию, яркой жанровости картин народной жизни, традиционному для воспитанника петербургской композиторской школы сочетанию бытового правдоподобия с красочным великолепием фантастических сцен. Возможности, заложенные в этой партитуре, в полной мере были реализованы в пост., осуществлённой Ю.Н. Григоровичем (1957, Театр им. Кирова). С балетным творчеством Прокофьева связана деятельность ряда крупнейших хореографов и артистов-танцовщиков: Мясина, Баланчина. Лифаря, Лавровского, Захарова, Григоровича, Н. И. Бессмертновой, В. В. Васильева, М. М. Габовича, Н. М. Дудинской, А. Н. Ермолаева, Ю. Т. Жданова, И. А. Колпаковой, М. В. Кондратьевой, С. Г. Корсня, О. В. Лепешинской, Е. С. Максимовой, М. М. Плисецкой, М. Т. Семёновой, К. М. Сергеева, Н. Б. Фадеечева и особенно Г. С. Улановой - несравненной Джульетты и Золушки. Сочетание омпозиторских достоинств музыки Прокофьевой - её яркой образности, драматургической логики и чисто танцевальных свойств (энергия ритмов, особая пластичность гибкость и характерность) определило перманентное стремление к её хореографическому воплощению, причём не только музыки балетов, но и много др. произв. (в этом Прокофьев разделил судьбу своего современника Стравинского). Гос. пр. СССР (1943. 1946 - трижды, 1947, 1951). Лен. Пр. (1957, ПОСМ.). На музыку произведений Прокофьева были поставлены балеты (указаны фамилии балетмейстеров): на музыку "Скифской сюиты" для большого симфонического оркестра под названием "Ала и Лоллий" (1915); 1927, Буэнос-Айрес, театр "Колон", Б. Ф. Нижинская; 1966, "Токио-балет", О. Г. Тарасова; 1969, Театр им. Кирова, под назв. "Скифская сюита", Г. Д. Алексидзе; 1988, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, под названием "Скифы", Д. А. Брянцев; на музыку фортепианных циклов "Мимолетности" (1917) и "Сарказмы" (1915), 1920, Москва, Студия свободного балета, Л. И. Лукин; 1922, Москва, Камерный балет, К. Я. Голсйзовский; 1968, Москва, "Молодой балет", под назв. "Мимолетности", Голсйзовский (в 1985 экранизирован на ТВ); 1958, Театр им. Кирова, "Хореографические миниатюры", этюд "Снегурочка", пост. Л. В. Якобсона для Колпаковой; на муз. "Классической симфонии" (1917), 1958, парижская Опера, Лифарь; 1961, Ленингр. Малый театр, К. Ф. Боярский; 1965, МХУ, Лавровский; 1977, ЛХУ, С. В. Вику-лов; на муз. к балету "Трапеция", известную как Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса (1924), 1925, Берлин, Русский романтический театр, Б. Г. Романов; 1970, т/о "Экран", телебалет, Н. И. Рыженко; на муз. симфонической сюиты "Поручик Киже", основанной на муз. материале к одноименному фильму (1933), 1942, Бостон, "Балле тиэтр", под назв. "Русский солдат", М. М. Фокин; 1963, Большой театр, под назв. "Подпоручик Киже", Тарасова и Лапаури (экранизирован на ТВ в 1968); на муз. к неосуществленному фильму "Пиковая дама" (1938) и нескольких фортепианных симфонической сказки "Петя и волк" (1936), 1940, Нью-Йорк, "Балле тиэтр", А. Р. Больм; 1959, Большой театр, А. А. Варламов;1984, Оперная студия при Ленингр. коне., М. Тлеубаев; на музыку к неосуществленно спектаклю "Борис Годунов" в Театре им. Вс. Мейерхольда (1936), 1975, Пермский театр, под назв. "Царь Борис", Боярчиков, муз. ред. Н. А. Мартынова; 1978, Ленингр. Малый т-р, под назв. "Царь Борис", балетмейстер тот же; на муз. кантаты "Александр Невский" (1939); 1969, Т-р им. Кирова, О. М. Виноградов; 1978, Саратовский театр, АН. А. Дементьев; 1985, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Г. А. Майоров; на музыку к фильму "Иван Грозный" (1942), 1975, Большой театр, Ю. Н. Григорович, муз. ред. М. И. Чулаки (экранизированное в кино в 1978 под назв. "Грозный век"); на муз. 7-й симфонии (1952), 1961, Пермский театр, М. М. Газиев; 1976, Якутский муз. театр, Б. Ш. Халиулов; "Антоний и Клеопатра", на муз. симфонической сюиты "Египетские ночи" (1934), 1983, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, С. В. Воскресенская.

Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. Русский балет. Эциклопедия. М., 1997. С.370






Война и мир
Иван Грозный




 



  (c) портал "Культура России"