МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Глиэр Рейнгольд Морицевич
Годы жизни: 11.01.1875 - 23.06.1956
композитор

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line

В том же виде искусств
Мусоргский Модест Петрович
Чайковский Петр Ильич
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Лавровская Елизавета Андреевна
Лядов Анатолий Константинович

Современники
Ваганова Агриппина Яковлевна
Фокин Михаил Михайлович
Бугаев Борис Николаевич
Блок Александр Александрович
Павлова Анна Павловна

В той же профессии
Даргомыжский Александр Сергеевич
Серов Александр Николаевич
Рубинштейн Антон Григорьевич
Бородин Александр Порфирьевич
Мусоргский Модест Петрович


Произведение
Золотой век
Золотой век


Персоналия
Жуковский Василий Андреевич
Жуковский Василий Андреевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Глиэр Р.
Глиэр Р.

Глиэр - композитор, дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1938). В 1900 окончил Московскую консерваторию. (по классу композиции у М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии. Значительное место в творчестве Глиэра занял театр, и, в частности, балетная музыка, в которой особенно выделились соч. "Красный мак"и "Медный всадник". Балет "Красный мак" (1927, Большой театр, балетмейстер Л. А. Лащилин, В. Д. Тихомиров; 1949, там же, балетмейстер Л. М. Лавровский; 1949, Театр им. Кирова, балетмейстер Р. В. Захаров; с 1957 — под назв. "Красный цветок") стал первым репертуарным балетом на современный сюжет, утвердившим в современной балетной музыке (наряду с соч. Б. В. Асафьева, особенно — "Пламя Парижа") тему революции и национально-освободительной борьбы. Передача драматической сути широких народных движений и судьбы вовлечённых в них героев потребовала от Глиэра музыкального освоения всех форм "большой хореографии" (адажио, вариации, характерные и народные танцы, массовые пляски, крупные пантомимической сцены), использования русского и китайского песенно-танцевального фольклора, яркой, полифонически многоплановой обрисовки массовых сцен. Если при всей новизне идейно-образных задач муз. драматургия произведений Глиэра ещё несёт черты балета дивертисментного типа, то преемственная связь с музыкально-драматургическими традициями русского симфонического балета (Чайковский, Глазунов) обнаруживает вершинный балет Глиэра "Медный всадник" (по А. С. Пушкину, 1949, Театр им. Кирова, балетмейстер Захаров; Гос. пр. СССР, 1950). Раскрытие душевного мира героев (особенно в лирико-психологич сценах), трагического столкновения судьбы, "народной и человеческой", личности "великой и малой", осуществлённое разнообразными жанровыми и стилистическими средствами оркестрово-симфонической музыки, поставило соч. в ряд лучших достижений современного балета ("Бахчисарайский фонтан" Асафьева, "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева). Глиэру принадлежат также балеты: "Хризис" (по П. Луису, 1912, Интернациональный театр, Москва, балетмейстер Н. А. Милль), "Клеопатра" ("Египетские ночи", по Пушкину, 1926, Муз. студия МХАТ, Москва, пост. Вл. И. Немировича-Данченко и Л. В. Баратова), "Комедианты" ("Дочь народа" по пьесе "Овечий источник" ["Фуэнте Овехуна"] Л. де Веги, 1931, Большой театр, балетмейстер А. И. Чекрыгин; 2-я ред. "Дочь Кастилии", 1955, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетмейстер А. В. Чичинадзе), "Тарас Бульба" (по Н. В. Гоголю, соч. 1951—52). По заказу балетмейстера В. А. Рябцева написал симфоническую картину-балет "Запорожцы" (по картине И. Е. Репина, 1921, не пост.). Г. осуществил также новую ред. балета "Эсмеральда" Ц. Пуни (совместно с С. Н. Василенко, 1950, Театр им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко, балетмейстер В. П. Бурмейстер). С 1901 Глиэр преподавал в Московской музыкальной школе (ныне Российская музыкальная академия им. Гнесиных), Киевской, Московской консерватории (с 1913 профессор)., Ученики К. Книппер; у Глиэра брали уроки Н. Я. Мясковский, Прокофьев. Глинкинские произведения (1902, 1909, 1914). Гос. пр. СССР (1946, 1948, 1950).

Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. Русский балет. Эциклопедия. М., 1997. С.132









 



  (c) портал "Культура России"