А. Н. Серов (1820—1871 гг.) родился в Петербурге, где он и провел большую часть своей жизни. Отец его, довольно видный чиновник, дал сыну хорошее, разностороннее образование.А. Н. Серов очень рано овладел несколькими иностранными языками, любил живопись, изучал картины великих мастеров и сам хорошо рисовал и писал красками. Этот дар унаследовал потом его сын, великий русский художник В. А. Серов.В систему образования А. Н. Серова входила и музыка. Он учился игре на фортепьяно и на виолончели; сначала дома, а затем в училище правоведения. Здесь его интерес к музыке был поддержан товарищем по училищу В. В. Стасовым К юношеским годам относятся первые попытки Серова сочинять музыку.Отец Серова, однако, не допускал и мысли, чтобы его сын стал артистом. Он считал возможным для него только одно — карьеру чиновника. Поэтому по окончании училища Серов поступает на службу. Музыкой он занимается урывками, а порой и украдкой, чтобы не вызывать раздражения отца. В этот период, в начале сороковых годов, Серов знакомится с Глинкой. Встречи с великим композитором помогли музыкальному развитию Серова.В 1850 году Серов оставляет службу. С этого времени в жизни его наступает новый этап: он начинает свою многолетнюю деятельность критика, исследователя музыки. Впрочем, нужда иногда заставляла Серова снова впрягаться в чиновничью лямку; одно время, например, он служил в почтамте в должности "чиновника со знанием иностранных языков". Серов справедливо считается основателем русской научной музыкальной критики. В своей литературной деятельности он допускал иногда ошибки, но всегда боролся за передовые эстетические идеалы, за народность и реализм музыкального искусства.Отдавая свою энергию главным образом литературным трудам, Серов не оставлял и музыкального творчества. Из всех музыкальных жанров больше всего влекла его опера. Во второй половине пятидесятых годов он закончил "Майскую ночь" по Гоголю, но, не удовлетворенный ею, уничтожил рукопись. Лишь в начале шестидесятых годов, на пятом десятке жизни. Серов завершил свою первую оперу, увидевшую свет сцены,— "Юдифь" (1862г) Поставленная вскоре после окончания, "Юдифь" имела очень большой успех и у публики и в музыкальном мире. Вдохновленный успехом "Юдифи", композитор принимается за следующую оперу—"Рогнеду" (1865 г.), тоже вызвавшую сочувствие слушателей. Работа над последней оперой—"Вражья сила" — не была доведена автором до конца.
Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960. С.124