МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Саврасов Алексей Кондратьевич
Годы жизни: 1830г. - 1897г.
художник

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы

В том же виде искусств
Перов Василий Григорьевич
Репин Илья Ефимович
Васнецов Виктор Михайлович
Суриков Василий Иванович
Васильев Федор Александрович

Современники
Мочалов Павел Степанович
Айвазовский Иван Константинович
Толстой Лев Николаевич
Ге Николай Николаевич
Бородин Александр Порфирьевич

В той же профессии
Грек Феофан
Рублев Андрей
Аргунов Иван Петрович
Рокотов Федор Степанович
Боровиковский Владимир Лукич


Произведение
Чаша. Сольвычегодск
Чаша. Сольвычегодск


Персоналия
Ломоносов Михаил Васильевич
Ломоносов Михаил Васильевич


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Пейзажист. Живописец и рисовальщик. Родился в Москве в семье небогатого торговца. По окончании начальной школы поступил в московское Училище живописи и ваяния (1844), где его педагогом стал пейзажист К.И. Рабус. В 1850 году за пейзажи "Вид Кремля при лунном освещении" и "Камень в лесу у "Разлива"" ("Вид в имении И.Д. Лужина", ГТГ) Саврасов получил звание не классного художника, но продолжал занятия. Первой значительной картиной, привлекшей к нему внимание, был "Вид на Кремль в ненастную погоду" (1851, ГТГ), показанный на выставке в Училище. Приверженность романтической традиции пейзажного жанра, заметная в первых работах Саврасова, была довольно быстро преодолена. О молодом художнике заговорили как о самобытном мастере, просто, непосредственно и глубоко лирично воспринимавшем природу. Типичен пейзаж "Степь днем" (1852, ГРМ), писанный на Украине. Избрав сюжетным мотивом "неживописную", равнинную местность, художник стремился освободиться от темного колорита своих первых работ и передать реальные тона освещенной солнцем степи. За картины "Вид в Ораниенбауме" (1854, ГТГ) и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума" Саврасов получил звание академика. Вскоре в связи со смертью Рабуса он был приглашен руководить пейзажным классом московского Училища живописи и ваяния (1857) и много лет совмещал творческие занятия с педагогической работой. В эти годы создано одно из лучших произведений мастера - "Пейзаж с рекой и рыбаком" (1859, Музей Латв. ССР), отмеченный большими достижениями в передаче цвета, света и воздуха. В 1861 году Саврасов вступил во вновь организованное Московское общество любителей художеств и на средства последнего был послан в Западную Европу для знакомства с современным искусством (1862). Долее всего он работал в Швейцарии. Ездил за границу и позже, в связи с открытием Всемирной выставки в Париже (1867). В 1860-е годы Саврасов впервые обратился к изображению русской деревни. Щемящей грустью, столь нередкой в деревенских пейзажах шестидесятников, проникнута картина "Плоты" (1868, Харьковский музей). изображенной местности, подчеркнутая правдивость деталей (яма с водой и брошенными досками на первом плане) сочетаются в этом произведении со строгой построенностью композиции, с ощущением величия и непреходящей ценности природы в духовной жизни человека. Заняв в 1860-е годы ведущее место в пейзажной живописи, расцвета своего таланта Саврасов достиг в следующем десятилетии, Важнейшими событиями его жизни было участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок и близкое знакомство с природой Поволжья, отраженной во многих его произведениях. Помимо прославленной картины "Грачи прилетели" (1871, ГТГ) и не менее высокого по идейно-художественному уровню "Проселка" (1873, ГТГ) в 1870-е годы написаны пейзажи: "Лунная ночь. Болото" (1870, Серпуховской музей), "Печерский монастырь под Нижним Новгородом" (1871, Горьковский музей), "Разлив Волги под Ярославлем" (1871, ГРМ), "Радуга" (1875, ГРМ), "Иней" (Воронежский музей) и др. Живопись Саврасова приобрела тонкую нюансировку и богатство цвета, разнообразие приемов наложения красок. Успешно продолжалась и педагогическая работа художника, сблизившая его с В. Г. Перовым. Но на рубеже 1870-1880-х годов в жизни и деятельности мастера наступил перелом. Недостаточность средств, разногласия с начальством, нелады и разрыв с семьей привели Саврасова в состояние глубокой депрессии. Он искал утешения в вине, талант его пошел на убыль. В 1882 году ему пришлось расстаться с Училищем. Но в последующие пятнадцать лет в потоке поверхностных произведений, исполнявшихся для заработка, появлялись и прекрасные рисунки и серьезные картины. К таким работам принадлежат "Рожь" (1881, ГТГ), "Ранняя весна" (1890-е гг., ГРМ), "Весна. Огороды" (1893, Пермская галерея). Значение Саврасова в становлении русского реалистического пейзажа велико. После смерти художника его ученик И.И. Левитан писал о нем: "Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов. (...) С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле…".
   
   

Шумова М.Н. Русская живопись середины XIX века. М., Искусство. 1984. С.3






Грачи прилетели




 



  (c) портал "Культура России"