|
Портретист. Родился на Украине, в Миргороде, 24 июля 1757 года в казачьей семье, по традиции вступил в военную службу. Дослужившись до чина поручика, вышел в отставку и занялся живописью. Первоначальную художественную подготовку получил дома: его отец и братья занимались живописью. Сохранилось несколько икон Боровиковского 1780-х годов. Решающую роль в его дальнейшей судьбе сыграло получение заказа на оформление дворца в Кременчуге, в котором предполагала остановиться Екатерина II во время путешествия по югу России в 1787 году. Боровиковский исполнил для дворца две аллегорические картины и был приглашен в Петербург. В столице, с которой связано все его последующее творчество, он несколько лет жил у известного архитектора, поэта и музыканта Н. А. Львова, окружение которого повлияло на духовное развитие художника. Боровиковский познакомился и с известным портретистом Д. Г. Левицким и, возможно, пользовался его советами. Один из самых ранних портретов, выполненных в Петербурге, — "Портрет О. К. Филипповой" (1790, ГРМ), отличающийся, несмотря на некоторую неуверенность кисти, нежной мечтательностью образа. Мастерство Боровиковского быстро крепло, он приобрел известность. Австрийский портретист Лампи, у которого Боровиковский некоторое время брал уроки, при отъезде из Петербурга оставил ему свою мастерскую. Академия художеств оценила успехи художника и в 1795 году удостоила его званием академика. Боровиковский обращался к различным формам портрета — интимным, парадным, миниатюрным. Лучшие его работы созданы преимущественно в 1790-е годы, такие, как портреты М. И. Лопухиной
(1797, ГТГ), Е. Н. Арсеньевой (вторая половина 1790-х гг., ГРМ). Примером блестящего парадного изображения человека служит портрет А. Б. Куракина (ок. 1800 г., ГТГ), передающий всю значительность общественного положения "бриллиантового князя". Художник портретировал и крестьян, что было сравнительно редко в ту пору. "Лизанька и Дашенька" (1794, ГТГ) и "Торжковская крестьянка Христинья" (ок. 1795 г., ГТГ) изображают крепостных Н. А. Львова. Боровиковский имел учеников, которые по распространенному обычаю того времени жили в его доме и как бы становились членами семьи. Среди них был А. Г. Венецианов, на всю жизнь сохранивший теплую память об учителе. В последние годы жизни Боровиковский оказался во власти религиозно-мистических настроений. Мастерство его пошло на убыль.
Умер он в Петербурге.
Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978. С.32
|