МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Федотов Павел Андреевич
Годы жизни: 22.06.1815 - 14.11.1852
художник

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы

В том же виде искусств
Брюллов Карл Павлович
Иванов Александр Андреевич
Федотов Павел Андреевич
Айвазовский Иван Константинович
Васильев Григорий Васильевич

Современники
Брюллов Карл Павлович
Мочалов Павел Степанович
Глинка Михаил Иванович
Иванов Александр Андреевич
Гоголь Николай Васильевич

В той же профессии
Рублев Андрей
Аргунов Иван Петрович
Рокотов Федор Степанович
Боровиковский Владимир Лукич
Тропинин Василий Андреевич


Произведение
Сталкер
Сталкер


Персоналия
Айвазовский Иван Константинович
Айвазовский Иван Константинович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Федотов П.А. Автопортрет
Федотов П.А. Автопортрет

Жанрист, портретист. Родился в Москве 22 июня 1815 года в семье чиновника, бывшего военного. Одиннадцати лет был отдан в Первый Московский кадетский корпус, окончил его с отличием и в звании прапорщика определен в лейб-гвардии Финляндский полк. Полк находился в Петербурге, и в 1834 году Федотов переехал в столицу, с которой связана вся его дальнейшая жизнь. В свободное от военной службы время он рисовал портреты товарищей, делал карикатуры на темы полковой жизни, затем стал посещать вечерние классы Академии художеств. После трех лет службы Федотов получил длительный отпуск и провел его в Москве.
    Здесь он исполнил несколько уже достаточно мастерских акварелей: "Прогулка (Автопортрет с семьей)", "Уличная сцена во время дождя", "Передняя частного пристава накануне большого праздника". Дарование Федотова как жанриста и сатирика обнаружилось в этих работах со всей очевидностью. Фиксируя в своих рисунках различные эпизоды военной службы, художник и здесь обращает внимание прежде всего на бытовую сторону. Таковы тщательно выполненные заказные акварели "Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка. Отдых на походе" и "Бивуак лейб-гвардии Павловского полка. Установка палатки" (1842—1843, ГРМ). Работы подобного рода обращали на себя внимание высокого начальства, в частности "августейшего" покровителя полка великого князя Михаила Павловича. В надежде получить в лице Федотова нового баталиста, художнику предоставили право оставить службу. Федотов не сразу решился сменить положение
    гвардейского офицера на необеспеченную судьбу вольного живописца. Но любовь к искусству и благожелательный отзыв Брюллова о его работах укрепили намерение Федотова выйти в отставку. После десяти лет службы в чине штабс-капитана он расстался с полком. К 1844—1846 годам относится выполненная сепией серия рисунков: "Первое утро обманутого молодого", "Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант", "Следствие кончины Фидельки" (все в ГТГ) и др. Развернутая повествовательность и сатирическая острота составляли их новизну. Для овладения техникой масляной живописи Федотов "переписал всех своих знакомых". 1846 год ознаменовался появлением первой бытовой картины — "Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)". В следующем году была написана "Разборчивая невеста", затем "Сватовство майора" (ГТГ). Все три произведения демонстрировались в 1849 году на выставке в Академии художеств и восторженно воспринимались зрителями. Наибольшее внимание привлекла картина "Сватовство майора", которую художник сопроводил большим стихотворным текстом. В 1840-е годы Федотов много рисовал. В его графическом наследии — и беглые зарисовки и законченные проработанные листы (ГТГ, ГРМ). В 1847—1848 годах художник сотрудничал в качестве иллюстратора в некрасовском "Современнике". Тогда же и позднее он создал ряд "нравственно-критических" рисунков, среди которых такие известные листы, как "Квартальный и извозчик", "Взяточник", "Начальник и подчиненные" и др. (ГРМ).
    В 1850 году Федотов провел несколько месяцев в Москве, где был восторженно встречен интеллигенцией. В галерее А. Ф. Ростопчина демонстрировались его произведения. Но вскоре жизнь художника круто изменилась. После революционных событий 1848— 1849 годов в России наступила жестокая реакция. На Федотова обрушился реакционный журнал "Москвитянин", его стала преследовать цензура, меценаты потеряли интерес к его картинам. Тяжелые материальные обстоятельства заставляли мастера повторять свои произведения. Содержание его творчества изменилось. В этот период, в 1850—1852 годы, написаны картины "Вдовушка" и ее варианты (Ивановский художественный музей, ГТГ, ГРМ), "Анкор, еще анкор!" (ГТГ), "Игроки" (Киевский гос. музей русского искусства). В начале 1852 года Федотов психически заболел и 14 ноября скончался в больнице.

Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978. С.158




Федотов П.А. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)
Федотов П.А. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)
Федотов П.А. Завтрак аристократа. Фрагмент
Федотов П.А. Завтрак аристократа. Фрагмент


Вдовушка
Свежий кавалер
Сватовство майора
Завтрак аристократа (Не в пору гость)
Игроки




 



  (c) портал "Культура России"