МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Римский-Корсаков Николай Андреевич
Годы жизни: 1844г. - 1908г.
композитор

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line

В том же виде искусств
Даргомыжский Александр Сергеевич
Серов Александр Николаевич
Рубинштейн Антон Григорьевич
Бородин Александр Порфирьевич
Мусоргский Модест Петрович

Современники
Мочалов Павел Степанович
Толстой Лев Николаевич
Репин Илья Ефимович
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Ленский Александр Павлович

В той же профессии
Серов Александр Николаевич
Рубинштейн Антон Григорьевич
Бородин Александр Порфирьевич
Мусоргский Модест Петрович
Чайковский Петр Ильич


Произведение
Портрет А. С. Пушкина
Портрет А. С. Пушкина


Персоналия
Горенко Анна Андреевна
Горенко Анна Андреевна


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Римский-Корсаков Н.А.
Римский-Корсаков Н.А.

Римский-Корсаков (1844—1908 гг.) родился в Тихвине, маленьком городке Новгородской губернии, где жил на покое его отец, отставной губернатор А. П. . Это был человек, имевший мало общего с большинством чиновников николаевского времени. Не чуждый передовым веяниям эпохи, он был отстранен от должности по личному распоряжению Николая I за гуманное отношение к полякам. Противник крепостного права, А. П. Римский-Корсаков отпустил на волю своих немногочисленных крепостных. Некоторые черты натуры Н. А. Римского-Корсакова — высокая принципиальность, неспособность к компромиссам — сложились, вероятно, не без влияния отца.Живя в Тихвине, Римский-Корсаков часто соприкасался с поэтичной северной природой, слушал русские народные песни, видел старинные русские обряды. И эти впечатления не прошли бесследно для его творчества.Римского-Корсакова с детских лет обучали фортепьянной игре. В годы тихвинской жизни начались и попытки сочинять музыку. Но родители Римского-Корсакова не собирались делать из него музыканта. Да и сам будущий автор "Псковитянки" мечтал стать не композитором, а моряком - по примеру старшего брата и дяди, морских офицеров.Двенадцатилетним мальчиком Римский-Корсаков поступил в петербургский Морской корпус — военное училище, готовившее морских офицеров. Военно-морская служба, казавшаяся столь заманчивой в Тихвине, не увлекла Римского-Корсакова. Гораздо больше интересовала его теперь музыка. Он берет уроки фортепьянной игры, пробует сочинять, посещает оперу и концерты, хотя и не думает еще о профессиональной музыкальной деятельности. Жизненный путь Римского-Корсакова определила его встреча с Балакиревым, состоявшаяся в самом начале шестидесятых годов. Балакирев познакомился с сочинениями Римского-Корсакова и сразу понял, что семнадцатилетнему кадету суждено стать большим музыкантом. Балакирев предложил Римскому-Корсакову писать симфонию. С этого времени Римский-Корсаков решил посвятить себя музыке; впрочем, еще долгое время он не мог расстаться с военно-морским мундиром — искусство в те времена обеспечивало очень немногих.Работу над симфонией прервало длительное морское плавание, которое Римский-Корсаков обязан был совершить по окончании корпуса. После возвращения из плавания он закончил симфонию; вскоре она прозвучала в одном из петербургских концертов. За симфонией последовали другие сочинения, привлекшие внимание русского музыкального мира.Почти полвека Римский-Корсаков отдал творческому труду. Основное в его наследии — пятнадцать опер. Он написал также несколько десятков романсов и ряд симфонических произведений. Менее значительны его сочинения других жанров. Больше всего влечет Римского-Корсакова русская история, русский эпос, русская сказка. Его музыкальная речь своими корнями уходит, прежде всего, в русское народное творчество, в русскую народную песню. Римского-Корсакова вдохновляли и образы народного искусства других стран. Под впечатлением арабских сказок "Тысячи и одной ночи" создано лучшее симфоническое произведение Римского-Корсакова "Шахерезада". Испанские народные мелодии легли в основу "Испанского каприччио". И в этих симфониях и в других сочинениях Римский-Корсаков проявил себя блестящим мастером оркестра. Господствующий тон искусства Римского-Корсакова — светлый, жизнерадостный. Ему особенно близки теплые лирические образы, но ему не чужды и образы глубоко драматические — мы познакомимся с ними, когда речь будет идти о таких произведениях, как "Псковитянка", "Царская невеста", "Сказание о невидимом граде Китеже".В течение десятилетий Римский-Корсаков совмещал творческую работу с разносторонней музыкальной деятельностью. Несколько лет он руководил Бесплатной музыкальной школой. Школа устраивала общедоступные концерты; в ней обучались музыке любители из разных слоев, в том числе рабочие. Покинув военно-морскую службу, Римский-Корсаков свыше десяти лет руководил духовыми оркестрами военно-морского ведомства. Много времени и энергии — тоже в продолжение десятилетия — он отдавал педагогической работе в петербургской певческой капелле. Но больше всего сил брала у него работа в Петербургской консерватории. Он преподавал в консерватории около сорока лет—с 1871 года до своей смерти в 1908 году. Школу Римского-Корсакова—главным образом в консерватории — прошли десятки композиторов. Достаточно назвать из числа его учеников таких выдающихся композиторов, как Аренский, Глазунов, Лядов, Лысенко, Стравинский, Гнесин, Мясковский, Прокофьев

Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960. С.88






Конек-Горбунок
Псковитянка
Снегурочка
Царская невеста
Снегурочка
Иван Грозный




 



  (c) портал "Культура России"