Всеволод Илларионович Пудовкин, как и Эйзенштейн, внес неоценимый вклад в художественную практику и в теорию кино.С биологического факультета Московского университета Пудовкин ушел на фронт первой мировой войны, был ранен, взят в плен, бежал, вернулся уже в Советскую Россию. Окончив студию Кулешова и создав в качестве актера первый в истории кино образ большевика и ряд эксцентрических и сатирических образов, Пудовкин становится режиссером.В 1926 г. Пудовкин вместе со сценаристом Н. Зархи и оператором А. Головней создает свой шедевр "Мать" по повести М. Горького.В этом фильме Пудовкин необычайно правдиво и впечатляюще показал жизнь русских рабочих до революции. Главные роли он поручил актерам Художественного театра В. Барановской и Н. Баталову, которые создали образы правдивые, психологически глубокие. Пудовкин обогатил кинематографию рядом ценных открытий. В немом кино он сумел создать интересные метафорические образы: тишину, например, он передал, показывая крупным планом падающие капли; желая сказать, что "революция непобедима, как весна", Пудовкин смонтировал кадры первомайской демонстрации с кадрами мощного весеннего ледохода.
В следующем фильме — "Конец Санкт-Петербурга" (1927), — созданном В. Пудовкиным, Н. Зархи и А. Головней к десятилетнему юбилею Октября, показана типичная судьба революционера. Герой приходит в город неграмотным деревенским парнем и — сначала в цехах завода, а затем в окопах войны — приобретает закалку революционера. Эпизоды безжалостной окопной войны, военного ажиотажа на бирже, а также октябрьских событий в Петрограде принадлежат к лучшим достижениям киноискусства.Третий шедевр Пудовкина — "Потомок Чингисхана"(1929). В нем показана борьба монгольского народа против поработителей их Родины — колонизаторов и интервентов. Режиссер находил удивительные детали, характеризующие его отношение к исходящим событиям: вихрь, катящий перекат клубы пыли, вырванные деревья, стирал с земли интервентов, которых гнала монгольская колесница. Колоссальный темперамент и мастерстве Пудовкина до сих пор поражают зрителей.
Детская энциклопедия. Т12. . М., Педагогика. 1977. С.529