Александр Петрович Довженко родился в крестьянской семье, был сельским учителем, художником-карикатуристом. В 1925 году он пришел на Одесскую кинофабрику, заявив, что должен работать в кино. Снялся в двух коротеньких комедиях и приключенческом фильме "Сумка дипкурьера" (1927) он создает поэтическую эпопею "Звенигора" (1928), в которой npичудливо переплетались эпизоды украинской истории со сценами современности, гражданской войны. Необычайная форма, высокая поэтичность, великолепное изобразительное решение фильма свидетельствовали о появлении в советском кино незаурядного таланта. Фильм "Арсенал" (1929) рассказывал о гeроичес ском восстании киевских рабочих против националистического правительства в 1918 г. Эпизоды первой мировой войны были решены с мрачной экспрессией, эпизоды недолгого властвования украинских националистов — с резкой иронией. Для показа восстания Довженко нашел высокие, патетические интонации. В распахнутую грудь рабочего в упор стреляли гайдамаки, а он стоял невредимый, бессмертный, как исторически бессмертен рабочий класс."Арсенал" Довженко, так же как "Октябрь" Эйзенштейна, "Конец Санкт-Петербурга" Пудовкина, "Обломок империи" Эрмлера, положил начало новому, историко-революционному жанру.Довженко привлекала и современная тема. В 1930 г. он создает фильм "Земля", посвященный преобразованию советской деревни. В непримиримой классовой борьбе сталкиваются в фильме коммунисты и кулаки. От руки убийц погибает молодой тракторист. Хоронить убитого тракториста выходит все село. Мощная новая песня летит над колышущимся морем пшеницы, преследует обезумевшего от злобы и стра-ха кулака. Новое неотвратимо, как весна, утверждал Довженко своим глубоко философским, поэтическим фильмом.Вместе с "Броненосцем Потёмкиным" Эйзенштейна и "Матерью" Пудовкина "Земля" Довженко вошла, по оценке видных зарубежных критиков, в число 12 лучших фильмов своего времени.
Детская энциклопедия. Т12. . М., Педагогика. 1977. С.529