Родился на ферме близ Казани. Отец поэта в 1903 г. служил агрономом. Мать происходила из духовного сословия, работала помощницей сельской учительницы. Когда Заболоцкому исполнилось семь лет, семья переехала на родину предков, в Вятскую губернию, и обосновалась в селе Сернур. Окончивший там три класса начальной школы, Заболоцкий в 1913 г. был принят в Уржумское реальное училище. О благодатных впечатлениях этих лет (внимание к гуманитарным дисциплинам в училище, постоянное общение с миром природы) Заболоцкий расскажет впоследствии в воспоминаниях "Ранние годы" (1955). После Октябрьской революции Заболоцкий покидает провинцию, отправляется в Москву, поступает на медицинское отделение университета, но бросает его и переезжает в Петроград. Там он становится студентом Педагогического института им. Герцена, отделения языка и литературы общественно-экономического факультета. В 1922 г. в издаваемом студентами машинописном журнале "Мысль" впервые печатает свои стихи и статью "О сущности символизма". По окончании института — служба в армии, а по завершении ее (1927) — работа в детской секции Госиздата (публикует стихи и рассказы для детей, иногда под псевдонимом Я. Миллер), участие в создании группы ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), куда наряду с ним входят Д. Хармс, А. Введенский, К. Вагинов, Д. Левин, И. Бахтерев. Первая книга "взрослых" стихов Заболоцкого "Столбцы" (1929) (стихотворная книжка для малышей "Хорошие сапоги" вышла в 1928 г.) вызвала бурную дискуссию в прессе. Перед молодым поэтом открывалась широкая перспектива. Но опубликованная в 1933 г. поэма "Торжество земледелия" была оценена в печати как пасквиль на коллективизацию. Уже набранный к тому времени новый сборник Заболоцкого со стихами и поэмой не увидел света (по сохранившейся корректуре вместе с другими стихами он впервые был издан сыном поэта Н. Н. Заболоцким в 1987 г.). После этих событий Заболоцкий создает лучшие произведения для детей: прозаические переложения знаменитых романов Ф. Рабле, Д. Свифта, Шарля де Костера, на которых будет воспитываться не одно поколение юных читателей. Но лишь появление "Второй книги" (1937), куда наряду с шедеврами натурфилософской лирики 1930-х гг. вошли "Прощание", посвященное памяти Кирова, и "Горийская симфония" о Сталине, позволило критикам заговорить о "втором рождении" поэта, избавляющемся от "прежних ошибок". Однако 19 марта 1938 г. Заболоцкий был арестован и затем осужден за антисоветскую пропаганду. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Н. Тихонов, Б. Корнилов. Срок отбывал с 1939 г. по 1943 г. в системе Востлага НКВД в районе Комсомольска-на-Амуре; затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях; с марта 1944 г.— в Караганде, уже освобожденным из-под стражи. В таких условиях Заболоцкий закончил переложение "Слова о полку Игореве" (начал в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло ему добиться освобождения и в 1946 г. переехать в Москву. В послевоенное десятилетие печатается редко. Сборник "Стихотворения" (1948) не привлек широкого внимания: социально-политическая обстановка тогда не располагала, а подчас и мешала восприятию высокой философской поэзии. В те годы поэт занимался в основном переводами, преимущественно грузинских классиков и современников (переводы поэм Важа Пшавелы и "Витязя в тигровой шкуре"). Только последняя прижизненная книга Заболоцкий, вышедшая в пору так называемой "оттепели" (1957), открыла его поэзию заново.
Главная тема, мучившая Заболоцкого, "нерв" его творческих поисков — трагедия разума. От раннего стихотворения "Меркнут знаки Зодиака" (1929) до предсмертного "На закате" (1958) пролегает путь вживания индивидуального сознания в загадочный мир бытия, который неизмеримо шире и богаче созданных людьми рассудочных конструкций. На этом пути поэт-философ претерпевает су-щественную эволюцию, в ходе которой можно выделить три стадии: 1926— 1933 гг.; 1932—1945 гг. и 1946—1958 гг. Достижение подлинного единства искусства с реальностью и было провозглашено в тех частях манифеста ОБЭРИУ, которые написал Заболоцкий. Ставя целью возродить в поэзии мир "во всей чистоте своих конкретных мужественных форм", очистить его от тины "переживаний" и "эмоций", Заболоцкий совпадал с футуристами, акмеистами, имажинистами, даже с конструктивистами. В отличие от них автор проявил явную интеллектуально-аналитическую направленность: обэриуты должны не только "организовать вещи смыслом", но и выработать органически новое мироощущение, новый способ познания. Свойства такого метода и проявляются в "Столбцах". В дальнейшем "городские столбцы" первой книги Заболоцкого продолжит "столбцами смешанными" и поэмами "Торжество земледелия", "Безумный волк" и "Деревья" — произведениями 1926—1933 гг.). В них речь шла не только о конкретно-социальной сущности человека, но и о родовой сущности человека как диктатора по отношению к природе — "Саваофа", "императора коровьего мяса" ("Искусство"). Заболоцкий начал с развенчания человека, с превращения его из "владыки Вселенной" в "клопика" ("Птицы"). Даже основной закон мышления — причинно-следственные связи — "выдуманные знаки". Зато при отказе от них и возник особый пейзажный мир, каждая деталь одушевлена и живет независимой жизнью. На творчество поэта оказали влияние различные направления человеческой мысли: и теория относительности А. Эйнштейна, и "философия общего дела" Н. Ф. Федорова, и работы К. А. Тимирязева о растениях, и В. И. Вернадского о ноосфере, и Ю. А. Филипченко об эволюционной идее в биологии. Но нравственно-эстетическая оценка людского сообщества оставалась у него на первом плане. Причем абстрактным выразителем добра становился "поэт", подчиняющий слова естественному дыханию, творящий с детской непосредственностью и потому способный найти общий язык с природой ("Искусство", "Испытание воли", "Безумный волк"). Тем самым Заболоцкий возвращался к нравственному максимализму любимого им Григория Сковороды и перекликался с Велимиром Хлебниковым. В столбцах противоречия двух миров разрешались попыткой соединить материально-стихийное с рациональным, "безумие" с "умом" (стихотворение "Предостережение"), и все-таки примирения не получалось. Велась борьба с музыкальностью стиха, ибо, по Заболоцкому, музыка являлась проявлением человеческого субъективизма, с которым следует бороться. С 1932 г. начинает вырабатываться формула поэтического творчества MOM (мысль — образ — музыка). Музыка здесь не выражение душевных тайн индивидуума, а затаенная гармония всеобщей жизни, которая воплощена материально и родственна гармонии душевной. Ее-то человек и постигает, очищаясь от суетности частного сознания и от "кровавого искусства жить". Лирическое "я" поэта раскрепостилось, но оно постоянно переходит в коллективное "мы".
Изменения в сознании Заболоцкого по возвращении из заключения обнаружились не сразу. В ключе 1930-х гг. он написал ряд превосходных произведений: "Утро", "Гроза", "Бетховен"... Закончил "Лодейникова", завершив его патетическим описанием города, который, как мудрый дирижер, правит голосами природы. Однако уже в "Творцах дорог" (1947) прозвучали щемящие строки, свидетельствующие о том, что в сознании Заболоцкий человек вновь начал отдаляться от природы: о "хоре цветов, не уловимом ухом", о созвучье тех мелодий, "о которых так редко вспоминает человек". И сам поэт уподобил себя слепцу, отрешенному от цветового многообразия мира, сохраняющему связь с мирозданием лишь в своем сердце ("Слепой"). Он даже отвергает "дух, полный разума и воли", если дух этот — "лишенный сердца и души" ("Противостояние Марса"), и потому утверждает "черту, присущую народу",— способность мыслить не только разумом, а "всей своей душевною природой" ("Ходоки"). Поэт уже не удовлетворяется абстрактным понятием "добро" и заменяет его конкретным "доброта". Не разум, а чувство утверждает теперь Заболоцкий основой красоты и творчества ("Некрасивая девочка", "Старая актриса"). К концу жизни Заболоцкий впервые написал стихи о любви, причем не о любви вообще, но о своей, личной — цикл "Последняя любовь". Самоценность личности, непреходящую ценность каждого мгновения жизни — вот что стал поэтизировать он, и в этом находить родство с другими. Все больше влечет Заболоцкий к историческим истокам отечественной устойчивости перед стихийными силами разрушения и всемирно-исторической драмы взаимного непонимания отдельных людей и народов. Написав в 1958 г. поэму "Рубрук в Монголии" на традиционную для русской литературы тему о противостоянии Востока и Запада, коллективистского и индивидуалистического сознания, он решил осуществить давно вызревавший замысел — поэтическую трилогию "Поклонение волхвов", "Смерть Сократа", "Сталин". Однако она не была написана. Умер в Москве.
Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. Т. 2. М.: Просвещение. 1998. С. 496