МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Ковалёва Прасковья Ивановна (Жемчугова)
Годы жизни: 20.07.1767 - 1803г.
актриса

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Ваганова Агриппина Яковлевна
Фокин Михаил Михайлович
Павлова Анна Павловна
Гарин Эраст Павлович

Современники
Рокотов Федор Степанович
Казаков Матвей Федорович
Державин Гавриил Романович
Старов Иван Егорович
Боровиковский Владимир Лукич

В той же профессии
Семенова Екатерина Александровна
Стрепетова Пелагея Антипьевна
Комиссаржевская Вера Федоровна
Раневская Фаина Григорьевна
Орлова Любовь Петровна


Произведение
Церковь Пантелеймона в Галиче
Церковь Пантелеймона в Галиче


Персоналия
Репин Илья Ефимович
Репин Илья Ефимович


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 

Жемчугова — русская актриса певица. Крепостная графа Н. П. Шереметева. Дочь крестьянина-кузнеца, Жемчугова 7 лет была взята в барский дом и определена "к театру". Обучалась светским манерам, дикции, пению, иностранным языкам, музыке (играла на гитаре, клавесине, ). В 1779 впервые выступила на сцене Кусковского театра Шереметевых в выходной роли служанки (комическая опера "Испытание дружбы", муз. Гретри). В 1780 исполнила гл. партию Белинды (комическая опера "Колония, или Новое селение", муз. Саккини), создав трогательный образ невинно страдающей, глубоко любящей, самоотверженной девушки. Талант, красота и гибкость голоса (колоратурное, лирико-драматическое сопрано тёплого тембра) определили успех Жемчуговой в этой роли. В 1781 Жемчугова сыграла сильную драматическая роль Луизы в лирической драме "Дезертир" ("Беглый солдат"). В 1790—96 Жемчугова брала уроки пения у певца Бабарини, обучалась драм. искусству ;у актрисы М. С. Синявской.
    Жемчугова исполнила около 50 оперных партий (выступала до 1797). Особенно удавались актрисе бытовые роли девушек крестьянок, страдающих от социального неравенства, и героические образы сильных духом женщин. В задушевном, эмоциональном, самобытном искусстве Жемчуговой.звучали ноты протеста против угнетения, она утверждала достоинство и свободу человеческой личности Выступая в операх западных композиторов, Жемчугова стремилась преодолеть условность партий, переправляла текст в соответствии с моcковским говором, создавала свои муз. варианты речитативов, пассажей и арий, крые фиксировала с помощью крепостного композитора и капельмейстера С.А.Дегтярёва. Широкий диапазон голоса, стройная фигура позволяли Жемчуговой исполнять роли мальчиков и юношей. В опере Паизиелло "Инфанта Заморы" Жемчугова проявила искусство перевоплощения, изображая то изящного юношупажа Блондина, то властную, гордую инфанту. Лучшей ролью Жемчуговой была Элиана (опера "Самнитские браки" Гретри), где она играла девушку, преступившую законы старейшин, запрещавшие ей любить избранника, и добившуюся этого права через героический подвиг. Впервые выступив в этой роли в 1785, Жемчугова исполняла её в течение 12 лет. В сценических образах, созданных Жемчуговой, отразилась личная трагедия актрисы. Фаворитка графа Шереметева, Ж. тяжело переживала своё унизительное положение. Лишь в 1798 ей была выдана "вольная", а в 1801 тайно оформлен её брак с Шереметевым. В 1803 она умерла от туберкулёза. Обаятельный образ рус. крепостной актрисы запечатлен в популярной нар. песне "Вечор поздно из лесочка", портретах известного крепостного художника Н. И. Аргунова, во многих стихах, повестях, пьесах. Другие роли в комических операх: пастушка Анюта ("Тщетная ревность, или Перевозчик Кусковский" Пуньяни), Люсиль (о. п. Гретри), Нина ("Нина, или Сумасшедшая от любви" Паизиелло), парица Голкондская (о. п. Монсиньи), Анюта ("Три откупщика" Дезеда), Роза ("Роза и Колас" Монсиньи).

Марков П.А., ред. Театральная энциклопедия. Т.3. М., 1964. С.671









 



  (c) портал "Культура России"