МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Владимир и Рогнеда
Дата создания: 1769г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Владимирка
Голгофа
Над вечным покоем
Покорение Сибири Ермаком
Гадалка

Созданные в то же время
Портрет А.А.Лазаревой

Того же типа
Портрет А.А.Лазаревой
Портрет И.И.Воронцова
Портрет неизвестного в треуголке
Портрет неизвестного в зеленом кафтане
Портрет неизвестной в розовом платье

В том же жанре
Крымские горы зимы
Автопортрет
В Крымских горах
Некрасов в период "Последних песен"
Запорожцы пишут письмо турецкому султану


Произведение
Трилогия о Максиме Горьком
Трилогия о Максиме Горьком


Персоналия
Гердт Зиновий Ефимович
Гердт Зиновий Ефимович


Автор: Лосенко А.П.


   С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной "Владимир и Рогнеда" (ГРМ). Тему предложила художнику Академия, предоставив возможность самому уточнить сюжет. Эта картина, в сущности, первое произведение, посвященное отечественной истории. Новгородский князь Владимир, получив отказ от полоцкой княжны Рогнеды, захватил Полоцк, убил отца и братьев княжны и силой взял ее в жены. Позднее Рогнеда собиралась отомстить Владимиру, а тот хотел ее казнить. Спас Рогнеду ее маленький сын. В картине Лосенко запечатлен момент, когда Владимир сообщает Рогнеде о совершенных в Полоцке злодеяниях и говорит, что она должна стать его женой. Однако у Лосенко образ Владимира, в отличие от исторической концепции, полон раскаяния. Это передано в жестах, выражении лица и взоре князя, обращенном к Рогнеде. Художник морализирует, стремясь доказать, что человечность возобладала в князе над произволом.
    Центральная роль в картине отведена, естественно, Владимиру и Рогнеде. Их фигуры выделены светом, цветовыми пятнами. Художник подчеркивает переживания героев выразительностью жестов и поз, особенно заметной в сравнении со статуарностью женских фигур и тяжеловесностью воинов Владимира.
    Картина "Владимир и Рогнеда" положила начало разработке национальной исторической темы, к чему призывали М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков, обращаясь к Академии. Кроме того, была определена нравственная позиция трактовки исторических событий, которая отвечала передовым взглядам русского общества, осуждавшего произвол и насилие. Картина нашла живой отклик среди современников Лосенко, а Совет Академии, "видя превосходный талант" автора, избрал его в академики и удостоил профессорского звания.

50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.27



Лосенко Антон Павлович




 



  (c) портал "Культура России"