Автор: Дейнека А.А.
"Оборона Петрограда", больше чем какая-либо другая работа Дейнеки, показала, что ее автор является самобытным мастером, посвоему видящим окружающий мир. В суровом, железном ритме, динамике строя, в четкости силуэтов выражен образ эпохи, революционно-романтический пафос гражданской войны. Сколько решимости и напряженности в этих строгих мужских и женских фигурах, в их уверенной поступи! Это люди, рожденные революцией, те, кто недосыпал и голодал, страстно любил и беспощадно ненавидел, кто в стужу и зной, в слякоть и распутицу грудью своей встававал на защиту завоеваний Октября. Они были плохо вооружены, полураздеты, валялись в мучительном бреду сыпняка и мечтали о мировой революции. Это люди поразительной выдержки и необыкновенной выносливости, люди-исполины, душевно красивые своей простотой и правдой.
Вот такими выглядят рабочие бойцы — защитники Петрограда на картине Дейнеки.
Прост и ясен сюжет картины. Под мостом, по замерзшей Неве, шагает отряд питерских рабочих, направляясь на фронт. Суровы их лица, напряжены их тела. Ими владеет одна мысль, одна священная идея — разгромить врага, отстоять завоевания революции. А в верхней части картины, по мосту, в обратную сторону медленно шагают вышедшие из боя раненые. Вот и все. Вы не видите боевых сражений, не видите врага, наступающего на великий город, но всей душой своей, сердцем своим ощущаете величие подвига народа, вставшего на защиту своей революции, своего Октября.
"Оборону Петрограда" я написал в течение двух недель, — вспоминал А. А. Дейнека, — но путь к этим двум неделям был очень долгий. "Обороне Петрограда" предшествовало несколько картин, много работал в Донбассе, рисовал рабочих, стремился точно и глубоко передать их характеры. Меня очень заинтересовал ажур ферм на заводах. В их упругих, энергичных конструкциях чувствовались те же силы и страстность, которые привлекали в лицах и движениях людей труда..."
Главные действующие лица картины были, однако, написаны художником в Петрограде. Революционные рабочие Путиловского и других заводов Питера стали героями этой знаменитой картины.
"Для лица и фигуры идущего в центре командира,— рассказывал художник, — мне позировал настоящий советский командир, один из первых орденоносцев, друг Нетте, с которым он, курьер советской дипломатии, выполнял опасную работу".
Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. М., 1994. С.77
Дейнека Александр Александрович