МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Дата создания: 1405г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Портрет неизвестного в треуголке
Портрет неизвестного в зеленом кафтане
Портрет неизвестной в розовом платье
Портрет Н.Е.Струйского
Портрет А.П.Струйской

Созданные в то же время
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Кадило. Троице-Сергиев монастырь

Того же типа
Тайная вечеря
"Тройка"
Рубка леса
Деревенская улица (деревня)
Полдень. В окрестностях Москвы

В том же жанре
Воскресение. Сошествие во ад
Рождество
Распятие
Шестоднев
Сергий Радонежский с житием


Произведение
Потир. Москва
Потир. Москва


Персоналия
Голосов Илья Александрович
Голосов Илья Александрович


Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля
Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля


   В иконостасе Благовещенского собора, выполненном под руководством Феофана Грека в 1405 году, довольно четко обозначаются три стилистические группы: деисусный чин в основной своей части, несомненно, принадлежит Феофану; праздничный ряд, состоящий из четырнадцати икон, распадается на две группы — от "Благовещения" до "Входа в Иерусалим" и от "Тайной вечери" до "Успения". Последние семь "праздников" выполнены в более живописной манере, тяготеющей к искусству XIV века, тогда как первые семь сцен обнаруживают руку мастера, который явно принадлежал к более молодому поколению. Он прибегает к сплавленной фактуре с постепенными переходами от света к тени, он избегает сочных бликов и движек. Напрашивается вывод, что если автором второй группы был представитель старшего поколения, иначе говоря, Прохор с Городца, то автором первых семи сцен праздничного цикла был более молодой мастер, то есть Рублев. Прохор — превосходный иконописец, но ему недостает художественного темперамента. Его краски красивы, письмо добротно, все его композиции глубоко продуманы (ср. "Сошествие св. Духа" и "Успение"). Пишет он довольно свободно. Он любит резкие высветления, сочные блики, быстрые движки. В типах его лиц, с остренькими носиками, в маленьких изящных руках есть нечто стереотипное. По общему характеру своего искусства он выступает как убежденный грекофил, хорошо знавший образцы византийской живописи XIV века. Вероятно, Прохор был прямым продолжателем традиций Гоитана, Семена и Ивана, являвшихся, по свидетельству летописца, "греческими учениками". Автор первой группы икон праздничного ряда, несомненно, связан с автором второй группы школьной преемственностью. У них немало общего в понимании рисунка, пропорций, композиции. Но ученик является несоизмеримо более крупной художественной индивидуальностью. И. Э. Грабарь очень верно определяет его как "художника, одержимого красочными исканиями и умеющего не только брать первые пришедшие в голову яркие сочетания, но объединять их в гармоническое впечатление". По сравнению с его колоритом красочная гамма Прохора, как она ни красива, кажется несколько приглушенной и вялой. Он любит сильные, чистые краски — розово-красные, малахитово-зеленые, лиловые, серебристо-зеленые, золотисто-охряные, темно-зеленые, охотно прибегает к голубым пробелам. Он выбирает цвет с таким безупречным чутьем, что оставляет далеко за собой всех современников.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9

Спас в силах из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля
Спас в силах из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля
Успение. Икона праздничного чина иконостаса  Благовещенского собора в Москве
Успение. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве
Благовещение. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве
Благовещение. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве


Благовещенский собор Московского Кремля
Рублев Андрей
Грек Феофан




 



  (c) портал "Культура России"