МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Спас Ярое Око
Дата создания: Начало XIV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Портрет неизвестного в зеленом кафтане
Портрет неизвестной в розовом платье
Портрет Н.Е.Струйского
Портрет А.П.Струйской
Портрет Е.А.Мельгуновой

Созданные в то же время
Спас Ярое Око
Богоматерь Толгская
Богоматерь Толгская (поясная)
Борис и Глеб
Богоматрь Одигитрия

Того же типа
Сергий Радонежский. Житийная икона
"Хвалите господа с небес"
Богоматерь Толгская. Икона из Толгского монастыря
Росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле
Илья Пророк в пустыне

В том же жанре
Борис и Глеб с житием
Борис и Глеб
Борис и Глеб на конях
Спас
Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля


Произведение
Петровские ворота
Петровские ворота


Персоналия
Мочалов Павел Степанович
Мочалов Павел Степанович


Спас
Спас "Ярое око"


   Икона "Спас Ярое Око" выдержана в темной, драматической гамме, навеянной византийской палитрой. В смелом, асимметричном очерке головы, в живописной трактовке лица при помощи сочных бликов и отметок, в светлом голубом цвете хитона уже чувствуются новые веяния. Но, с другой стороны, формы носят еще несколько грузный характер, а выражение лица не менее сурово, чем на иконах XII века. Глубокие морщины на лбу и резко обозначенные складки кожи на шее необычны для чисто византийских икон, выполненных в более гладкой манере. Здесь же эти динамичные линии придают образу большую внутреннюю напряженность. Недаром икона заслужила прозвище "Спас Ярое Око". Автор ее как бы стоял на распутье: кое-что он позаимствовал из искусства XIV века, кое в чем остался верен прошлому.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9






 



  (c) портал "Культура России"