МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Праздничный ряд Благовещенского собора Московского Кремля
Дата создания: Начало XV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Аленушка
Меншиков в Березове
Не ждали
Три царевны подземного царства
Портрет Л.Н.Толстого

Созданные в то же время
Успенский собор на Городке в Звенигороде
Илья пророк
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Кадило. Троице-Сергиев монастырь
Церковь Петра и Павла в Кожевниках

Того же типа
Купчиха за чаем
Портрет И.Б.Кустодиевой
Русская Венера
Канчэндзона
Гуга Чохан

В том же жанре
Архангел ("Золотые власа")
Успение
Петр и Павел
Пророк Илия в пустыне
Богоматерь Одигитрия


Произведение
Таврический дворец
Таврический дворец


Персоналия
Волошин Максимилиан Александрович
Волошин Максимилиан Александрович



   Иконы праздничного ряда, которые можно приписать Рублеву, овеяны настроением особой мягкости. В традиционные иконографические схемы византийцев художник сознательно вносит ряд едва приметных изменений, благодаря которым они получают новое эмоциональное звучание. В "Преображении" пророки Илья и Моисей склонились к Христу, отчего верхняя часть композиции утратила иератическую строгость. В "Рождестве Христовом" ангелы склоняются перед яслями, и вся сцена приобретает от этого оттенок особой задушевности. В сцене "Сретения" Симеон, собирающийся принять из рук Марии младенца, представлен настолько сильно согнувшимся, что создается впечатление, как будто он собирается упасть на колени перед будущим Спасителем мира. Подобными приемами Рублев смягчает религиозные образы и приближает их к человеку. Одновременно он придает лицам выражение такой душевной чистоты и ясности, что по сравнению с ними лики святых на греческих иконах кажутся несколько отчужденными и сумрачными. Иконостас Благовещенского собора с его монументальными чиновыми иконами и обширным циклом "праздников" послужил исходной точкой для всего дальнейшего развития классической формы древнерусского иконостаса. Только в великокняжеской Москве возможно было ставить художественные задачи такого масштаба. И лишь сотрудничество столь выдающихся мастеров, как Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев, обеспечило успешное их решение. Без иконостаса Благовещенского собора в Москве были бы немыслимы иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.

31-Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9



Рублев Андрей




 



  (c) портал "Культура России"