МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Праздничный ряд Благовещенского собора Московского Кремля
Дата создания: Начало XV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Похищение Европы
Купец
Купчиха за чаем
Портрет И.Б.Кустодиевой
Портрет Ф.И.Шаляпина

Созданные в то же время
Успенский собор на Городке в Звенигороде
Илья пророк
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Кадило. Троице-Сергиев монастырь
Церковь Петра и Павла в Кожевниках

Того же типа
Сергий Радонежский с житием
Спас
Богоматерь из Деисуса
Успение из праздничного чина
Чудо Георгия о змие

В том же жанре
Спас в силах
Звенигородский чин
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Иоанн Предтеча. Из деисусного чина
Богоматерь Ярославская


Произведение
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры


Персоналия
Андреянова Елена Ивановна
Андреянова Елена Ивановна



   Иконы праздничного ряда, которые можно приписать Рублеву, овеяны настроением особой мягкости. В традиционные иконографические схемы византийцев художник сознательно вносит ряд едва приметных изменений, благодаря которым они получают новое эмоциональное звучание. В "Преображении" пророки Илья и Моисей склонились к Христу, отчего верхняя часть композиции утратила иератическую строгость. В "Рождестве Христовом" ангелы склоняются перед яслями, и вся сцена приобретает от этого оттенок особой задушевности. В сцене "Сретения" Симеон, собирающийся принять из рук Марии младенца, представлен настолько сильно согнувшимся, что создается впечатление, как будто он собирается упасть на колени перед будущим Спасителем мира. Подобными приемами Рублев смягчает религиозные образы и приближает их к человеку. Одновременно он придает лицам выражение такой душевной чистоты и ясности, что по сравнению с ними лики святых на греческих иконах кажутся несколько отчужденными и сумрачными. Иконостас Благовещенского собора с его монументальными чиновыми иконами и обширным циклом "праздников" послужил исходной точкой для всего дальнейшего развития классической формы древнерусского иконостаса. Только в великокняжеской Москве возможно было ставить художественные задачи такого масштаба. И лишь сотрудничество столь выдающихся мастеров, как Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев, обеспечило успешное их решение. Без иконостаса Благовещенского собора в Москве были бы немыслимы иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.

31-Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9



Рублев Андрей




 



  (c) портал "Культура России"