МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Дата создания: Первая четверть XV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Дети
Стога. Сумерки
Царевна-Лебедь
Автопортрет
Заморские гости

Созданные в то же время
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве

Того же типа
Портрет В.Е.Новосильцовой
Портрет неизвестной крестьянки
Портрет М.И.Лопухиной
Автопортрет
Портрет А.Г. Гагариной и В.Г. Головиной

В том же жанре
Успение со святыми Владимиром, Борисом и Глебом
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Спас в силах из Успенского собора во Влалимире
Вознесение из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
Архангел Михаил с житием


Произведение
Баллада о солдате
Баллада о солдате


Персоналия
Григорович Юрий Николаевич
Григорович Юрий Николаевич


Андрей Рублев. Апостол Павел. Икона деисусного чина  иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры
Андрей Рублев. Апостол Павел. Икона деисусного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры
Автор: Андрей Рублев (?), Даниил Черный


   Наиболее поздние из дошедших до нас работ Рублева датируются второй половиной третьего десятилетия XV века, когда художник находился уже в преклонном возрасте. Это несколько икон, входящих в состав иконостаса Троице-Сергиева монастыря (Сергиев Посад). По свидетельству Пахомия Логофета, игумен этого монастыря Никон обратился незадолго до своей смерти (Никон умер 17 ноября 1427 года) к Даниилу и его другу Андрею с предложением расписать построенный им Троицкий собор. Предчувствуя свою близкую кончину, он торопил художников с окончанием работы. Тот же Пахомий утверждает, что спешный заказ Никона был выполнен силами не одних Даниила и Андрея, но и "неких с ними", "зело различными подписанми удобривше" церковь.
    Троицкий иконостас включает в себя деисусный чин из пятнадцати фигур, обширный цикл "праздников", пророческий ярус и праотеческий ярус. За исключением икон последнего ряда, все остальные относятся к рублевскому времени. Следует отметить появление пророческого яруса. Рядом с владимирским иконостасом это самый ранний пример икон подобного рода. Наличие пророческого яруса говорит о неуклонном разрастании русского иконостаса, приобретавшего с годами все большие размеры и все больший монументальный размах. Изучая иконы троицкого иконостаса, легко убеждаешься в том, что здесь работала большая артель, причем далеко не все входившие в ее состав иконописцы имели прямое отношение к мастерской Рублева. Некоторые из них вышли из других художественных течений, часть принадлежала к старшему поколению, крепко связанному с традициями XIV века, иные были молоды по возрасту и тяготели не столько к прошлому, сколько к будущему. Работы этих молодых мастеров особенно интересны, так как они показывают, в каком направлении развивалась московская живопись на протяжении 20х годов XV века, когда начали намечаться такие стилистические сдвиги, которые нашли логическое завершение в искусстве Дионисия. Среди икон деисусного чина наиболее близкими к Рублеву являются "Архангел Гавриил" и "Апостол Павел"
N/A
"Апостол Павел"

   . Обе эти иконы выделяются своим высоким качеством. Фигура Павла мастерски вписана в прямоугольник доски. Она крепко стоит на ногах, в ее позе есть что-то решительное и волевое. Здесь искусство Рублева поворачивается к нам своей мужественной гранью. Но самое примечательное, как естественно с этой мужественностью сочетается душевная мягкость. В истолковании Андрея Рублева Павел выступает и борцом за христианскую церковь и добрым учителем, всегда готовым протянуть руку помощи. Его умное лицо, напоминающее лицо Павла из звенигородского чина, говорит о душевной стойкости и силе характера. Много "рублевского" и в фигуре апостола Петра, к сожалению, дошедшей до нас в плохом состоянии. Эта фигура восходит к прориси аналогичной иконы из деисусного чина в Благовещенском соборе, свидетельствуя о широкой популярности его иконостаса у московских художников. Это подтверждает также икона "Архангел Михаил", воспроизводящая с незначительными изменениями аналогичную икону из того же благовещенского иконостаса. Среди икон праздничного ряда наблюдается еще большая разностильность. В выполнении их Рублев почти не принимал участия, зато здесь бок о бок работали и мастера старшего поколения, и более молодые художники. Одному из последних принадлежит "Явление ангела женам-мироносицам", отмеченное печатью особого изящества. Его мироносицы привлекают своей грацией, его ангел полон женственности. Художник виртуозно владеет силуэтом, обладающим чарующей глаз ритмичностью, он прекрасно умеет согласовать пейзаж с фигурами. Чтобы в этом убедиться, достаточно проследить за линиями крыльев ангела и за, вторящими им, линиями гор. Все эти линии направляют взгляд зрителя от ангела к мироносицам. В свою очередь склоненные вправо головы мироносиц, идущая вниз диагональ передней левой горки, изогнутая линия пещеры и наискось поставленный саркофаг ведут взгляд в обратном направлении — от мироносиц к ангелу. Благодаря этому встречному потоку линий фигуры мироносиц и ангела оказываются теснейшим образом друг с другом связанными. Такими приёмами художник достигает большей слитности композиции. Фигуры он трактует очень плоско, делая главный упор на мягкую струящуюся линию. В его изысканном, чуть сентиментальном искусстве нет и следа от живописных традиций XIV века. В частности, он заменяет энергичные, сочные блики и движки нежными плавями, а в подборе красок сознательно избегает резких и сильных контрастов, объединяя гамму общим серебристым тоном. Автор иконы несомненно знал искусство Рублева, на внимательном изучении которого он сложился как художник. Но во многом он и отошел от Рублева. В его работах (а ему принадлежит также "Распятие" из этого же праздничного ряда) обнаруживаются несвойственные Рублеву черты — граничащая с сентиментальностью мягкость, несколько внешнее увлечение линией и цветом, тяга к изящной форме. Это делает автора "Распятия" и "Явления ангела женам-мироносицам" отдаленным предшественником Дионисия.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9

Школа Рублева. Явление ангела женам-мироносицам. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры
Школа Рублева. Явление ангела женам-мироносицам. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры


Рублев Андрей




 



  (c) портал "Культура России"