МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Надвратная сень с изображением евхаристии
Дата создания: Первая половина XV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Фрески церкви Федоровской Богоматери
Портрет К.А.Хрипунова
Портрет Хрипуновой
Портрет императрицы Екатерины II
Портрет В. И. Майкова

Созданные в то же время
Илья пророк
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Кадило. Троице-Сергиев монастырь
Церковь Петра и Павла в Кожевниках
Спас в силах из Успенского собора во Влалимире

Того же типа
Архангел Гавриил из Деисуса
Воскресение.Сошествие во ад
Чудо Георгия о Змие
Богоматерь Мати-молебница
Распятие

В том же жанре
Иоанн Предтеча из Деисуса
Богоматерь Тихвинская с клеймами
Богоматерь Знамение со святыми Зосимой, Иоанном Предтечей, Николой и Саввой
Воскресение.Сошествие во ад
Деисус. Триптих


Произведение
Спас
Спас


Персоналия
Захаров Андреян Дмитриевич
Захаров Андреян Дмитриевич



   К пользовавшемуся большой известностью троицкому иконостасу восходит и другая икона в Третьяковской галерее — надвратная сень с изображением евхаристии. Эта сцена, разбитая в праздничном ряду на два отдельных эпизода и скомпонованная по вертикали в соответствии с форматом праздничных икон, на сени получила иное оформление: оба эпизода оказались вплотную придвинутыми друг к другу и развернутыми не столько ввысь, сколько вширь. Но основные элементы композиции полностью сохранились и в этом новом варианте. Архитектурные кулисы слева подчеркивают движение апостолов к Христу, колонна с постаментом в центре так повернута, чтобы оттенить наклон Христа к подходящим к нему ученикам. Престол размещен не под киворием, а перед ним. Такое пространственное смещение позволило художнику отделить фигуру Христа от апостолов, но в то же время не отодвигать ее слишком вглубь, чтобы она не утратила значение главного действующего лица. Подходящие к Христу апостолы робко жмутся друг к другу. Петр, преисполненный чувств, припал к руке Христа. В этой группе есть неподражаемый оттенок простодушия. По-видимому, художник претворил здесь живые впечатления от деревенской церковной службы, когда он имел возможность наблюдать подходящих к причастию крестьян.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9



Рублев Андрей




 



  (c) портал "Культура России"