МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Сошествие во ад из иконостаса собора Ферапонтова монастыря
Дата создания: Последняя четверть XV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Переход Суворова через Альпы
Дети
Стога. Сумерки
Царевна-Лебедь
Автопортрет

Созданные в то же время
Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Благовещенский собор Московского Кремля
Церковь Ризположения в Московском Кремле

Того же типа
Воскресение.Сошествие во ад
Чудо Георгия о Змие
Богоматерь Мати-молебница
Распятие
Троица

В том же жанре
Богоматерь на троне
Богоматерь Донская
Дмитрий Солунский
Архангел Гавриил из Деисуса
Воскресение.Сошествие во ад


Произведение
Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор Московского Кремля


Персоналия
Уланова Галина Сергеевна
Уланова Галина Сергеевна


Автор: Дионисий


   Своеобразен иконографический извод "Сошествия во ад", впервые встречающийся на русской почве в иконе раннего XV века из Коломны (Третьяковская галерея, инв. № 22950). В центре представлен Христос, попирающий врата ада и изводящий из открытых гробниц Адама и Еву. Слева мы видим праотцев и пророков, справа — праотцев, праматерей и пророков во главе с Иоанном Предтечей. Христа окружают бесплотные силы в образе ангелов, держащих в руках державы с обозначением названий добродетелей: счастье, восстание, любовь, истина, радость, мудрость, смирение, сладость, разум, живот, чистота. Ангелы пронзают длинными красными копьями изображенных внизу демонов, олицетворяющих пороки, которые перечислены в сопроводительных надписях (смерть, истление, горесть, отчаяние, ненависть, снадение, скверность, неразумие, кривость, вражда, величание, скорбь). Внизу два ангела связывают сатану, а по обеим сторонам размещены фигуры восставших из мертвых. Сложную многофигурную композицию увенчивает группа ангелов, славословящих голгофский крест. Если икона "Богоматерь Одигитрия" свидетельствует о нарастании в московской живописи парадно-репрезентативного начала, то икона "Сошествие во ад" говорит об усилении дидактической тенденции. Тема сошествия во ад дает повод художнику к педантичному перечислению добродетелей и пороков, явно в назидание монашеской братии. Но весьма показательно, что в списке пороков нет чревоугодия, блуда, сребролюбия и тщеславия — этих наиболее распространенных в среде стяжателей пороков, на которых заказчики Дионисия явно не хотели заострять внимание и о которых настойчиво напоминал Нил Сорский. Здесь лишний раз убеждаешься в том, насколько рискованно сближать Нила Сорского с Дионисием. Последний принадлежал к иному идейному течению. Недаром он был так тесно связан с теми кругами духовенства, против которых решительно выступал Нил, отрицавший любую форму стяжательства, в том числе и богато обставленное богослужение. Икона "Сошествие во ад" скомпонована по геральдическому принципу. Она имеет подчеркнуто центральную ось (крест, Христос, ангелы) и строго соответствующие друг другу боковые части (группы пророков и праведников, восставшие из мертвых). Замечательно обыгран контраст между черным фоном ада и тусклого серовато-коричневого цвета телами демонов, с одной стороны, и светлыми, ликующими красками одеяний Христа и ангелов, связывающих сатану, — с другой. Зияющая бездна ада обрамлена облаченными в белые саваны фигурами восставших из мертвых, а также горками и гробницами, которые как бы образуют твердый предел для сил зла. И линии этого обрамления так намечены, что, находя себе продолжение в фигурах Адама и Евы, они неудержимо устремляются к Христу. В этой тщательно взвешенной композиции, умело спроецированной на плоскости по вертикали, равно как и в изысканности палитры, чувствуется рука незаурядного мастера. Иконы деисусного чина, весьма различные по качеству, дают более традиционные решения. Многие из фигур (как, например, Иоанн Златоуст) восходят к иконостасам Рублева и Даниила во Владимире и в Троице-Сергиевом монастыре. Но колорит совсем иной — более светлый и праздничный. Особенно красивы фигуры отцов церкви, где широко использованы большие плоскости белого цвета, эффектно контрастирующие с черными узорами облачений и с умело введенными ударами красного.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.40



Дионисий




 



  (c) портал "Культура России"