МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Андрей Юродивый
Дата создания: Первая четверть XVI века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Автопортрет
Портрет А.Г. Гагариной и В.Г. Головиной
Портрет сына
Портрет жены художника
Портрет З.А. Волконской

Созданные в то же время
Георгий с житием
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Трапезная и настоятельские покои Ярославского Спасо-Преображенского монастыря
Распятие
Шестоднев

Того же типа
Портрет сына
Портрет жены художника
Портрет З.А. Волконской
Гумно
Явление Христа народу

В том же жанре
Спас
Богоматрь Одигитрия
Борис и Глеб с житием
Борис и Глеб
Борис и Глеб на конях


Произведение
Давыдов Н. Шлем
Давыдов Н. Шлем


Персоналия
Репин Илья Ефимович
Репин Илья Ефимович

https://www.stockpolymer.ru кессоны для скважин купить.



Автор: Круг Дионисия


   Под влиянием Дионисия находились почти все московские художники конца XV — раннего XVI века. Одному из них принадлежит житийная икона "Андрей Юродивый" из Русского музея. Хотя в ней немало утрат верхних красочных слоев, ее светлый колорит с преобладанием нежных фисташково-зеленых тонов сохранил былое очарование.
    Андрей Юродивый, чье житие было занесено на Русь из Византии, почитался в народе подобно странникам, блаженным и нищим, устами которых, как полагали, глаголет истина. Будучи рабом
в доме знатного византийского вельможи, Андрей начал проявлять признаки умственного расстройства и был посажен его хозяином под замок. Когда последний убедился в незлобивости Андрея, он отпустил его на волю. С этого момента началась "чудесная" жизнь юродивого. Главным ее событием было явление Андрею сначала Христа, а затем и Богоматери, которую он увидел во время молитвы в константинопольском Влахернском храме (этот легендарный эпизод, изображенный в среднем нижнем клейме, лег в основу русских икон Покрова). В Византии Андрей Юродивый приобрел особую популярность около 1000 года, когда все ждали конца света и когда различные формы визионерства получили широчайшее распространение. Аналогичная ситуация сложилась и на Руси в 7000 году (1492), который считался критическим в жизни человечества. И хотя жидовствующие, наблюдая угнетенное настроение народа, всячески стремились опровергнуть веру в близкий конец мира, ожидание Страшного суда превратилось в своего рода массовый психоз. На этой почве образ Андрея Юродивого должен был привлечь к себе повышенное внимание, поскольку именно этот святой с особой настойчивостью и резкостью разоблачал грехи человеческие. Автор иконы несомненно знал искусство Дионисия, иначе трудно объяснить ее светлый, прозрачный колорит. Однако назвать его прямым учеником Дионисия у нас нет достаточных оснований. В трактовке фигур и архитектурных кулис он во многом исходит от дионисиевских традиций, отдавая, однако, предпочтение тонкой, чисто графической манере письма, предвосхищающей одно из направлений в живописи XVI века.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.40



Дионисий




 



  (c) портал "Культура России"