МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Ярославская Оранта
Дата создания: 20-е годы XIII века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Иоанн Предтеча из Деисуса
Апостол Павел. Из деисусного чина
Рождество Христово
Евангелие из Елеазарова монастыря
Преображение. Икона из ярославского Спасо-Преображенского собора

Созданные в то же время
Ярославская Оранта

Того же типа
Чудо Георгия о Змие
Богоматерь Мати-молебница
Распятие
Троица
Иоанн Предтеча из Николо-Пешношского монастыря

В том же жанре
Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Митрополит Алексий
Митрополит Петр
Георгий с житием
Благовещение с акафистом из ярославского Спасо-Преображенского собора


Произведение
Летят журавли
Летят журавли


Персоналия
Лядов Анатолий Константинович
Лядов Анатолий Константинович


Богоматерь Великая Панагия (Ярославская Оранта). Икона из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря
Богоматерь Великая Панагия (Ярославская Оранта). Икона из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря


   К ярославским иконам относятся такие шедевры древнерусской станковой живописи, как икона "Ярославская Оранта" ("Знамение Божьей матери", или "Великая Панагия"), происходящая из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря и обычно датируемая 20-ми годами ХШ века.
    Прототипом так называемого "Знамения Божьей матери" — иконописной композиции, получившей распространение на Руси уже в ХП веке, — явилась византийская Оранта. Но русские художники, обращаясь к этому иконографическому типу на протяжении многих веков, значительно его видоизменили.
    Ярославское "Знамение" лишь слегка
по композиции напоминает классический прототип, и его эмоциональный строй совершенно иной. Русский мастер великолепно сочетает величественность и монументальность с динамикой и эмоциональностью образа, наделяя его яркой праздничностью и жизнеутверждающим характером. На золотом фоне на красном подножье возвышается могучая, спокойная фигура Богоматери в темно-зеленом одеянии с золотыми пробелами крупных складок, в пурпурном мафории, украшенном жемчужными запонами. Лик Богоматери спокоен и сосредоточен. Розовый тон лица сообщает ему мягкость и нежность. На груди Богоматери помещен медальон с изображением Христа Эммануила — в этом жива византийская схема. Но четкая форма медальона нарушена очертаниями раскрытых рук юного Христа, слегка подавшегося вперед; более свободный жест заменил каноническое благословение. Колорит иконы построен на контрасте столь любимых ярославцами тонов: темно-зеленого, пурпурно-коричневого и золотого.

Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.10



Богоматерь Толгская
Спас Златые Власы
Богоматерь Толгская (поясная)




 



  (c) портал "Культура России"