МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Богоматерь Толгская
Дата создания: Начало XIV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Демон сидящий
"Что есть истина?" Христос и Пилат
Тихая обитель
Свежий ветер. Волга.
На севере диком...

Созданные в то же время
Спас Ярое Око
Богоматерь Толгская
Богоматерь Толгская (поясная)
Борис и Глеб
Богоматрь Одигитрия

Того же типа
Портрет Н.Я.Дервиз с ребенком
Иван-царевич на сером волке
Утро в сосновом лесу
После дождя. Плёс
Демон сидящий

В том же жанре
Иоанн Предтеча. Из деисусного чина
Богоматерь Ярославская
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Митрополит Алексий


Произведение
Церковь Троицы в селе Александровском
Церковь Троицы в селе Александровском


Персоналия
Пастернак Борис Леонидович
Пастернак Борис Леонидович


Богоматерь Толгская (тронная). Икона из Толгского монастыря
Богоматерь Толгская (тронная). Икона из Толгского монастыря


   Особенно привлекательны среди произведений конца XIII - начала XIV вв. иконы Толгской Богоматери. Наиболее ранняя из них, так называемая "Тронная", была создана в самом начале XIV века и позднее передана в Толгский монастырь. Богоматерь изображена восседающей на троне с младенцем на руках, над ней — два летящих ангела. Классический византийский иконографический тип, называемый "Умиление", под кистью русского мастера приобрел особую теплоту и непосредственность.
    Вторая икона Толгской Богоматери (поясная), "явившаяся", как
говорит легенда, ярославскому епископу Прохору в лесу на берегу Волги, почиталась как чудотворная. Ее выносили во время крестных ходов в дни праздников и бедствий. Видимо, ее выполнение относится к началу XIV века, когда Прохором был основан на месте "явления" иконы Толгский монастырь (1314). Икона представляет собой вариант большой "Тронной", но в то же время видно, что художник был знаком со знаменитой иконой Владимирской Богоматери, привезенной из Константинополя еще в ХII веке. Имея перед собой в качестве образца две весьма прославленные и почитаемые иконы, ярославский мастер создал свой вариант на тему "Умиления".
    Образ Толгской Богоматери (малой) отличает необычайная экспрессия и напряженный психологизм. Здесь нет той покорности судьбе и той безграничной печали, которые видны на прекрасном лике Владимирской Богородицы. Скорбь и гнев, отчаяние и душевная стойкость, страдание и материнская нежность слились в единый сплав, создав незабываемый образ. Если на иконе Владимирской Богоматери младенец изображен кротким и нежным, то здесь его образ драматичен. Изысканный колорит, построенный на сочетании темно-вишневых, черно и изумрудно-зеленых и золотистых тонов, положенных на серебристый фон, смелые белильные пробела — все говорит о большом таланте и самобытности ярославского художника.

Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.10



Ярославская Оранта
Илья Пророк в пустыне
Богоматерь Толгская (поясная)




 



  (c) портал "Культура России"