Из икон Спасо-Преображенского собора сохранилась еще одна, датируемая первой половиной XVI века, — "Благовещение с акафистом". По композиции она напоминает житийные иконы, завезенные на Русь еще из Византии и получившие у нас распространение значительно большее (особенно в XVI—XVII веках), чем некогда у себя на родине. Именно этот тип икон позволял художникам развернуть подробный рассказ, включив в него многочисленные сцены жанрового характера, что отвечало общему повествовательному направлению искусства того времени.
Икона "Благовещение с акафистом" представляет собой высокий образец русской иконописи. В ней прекрасно сочетаются необычайная декоративность и монументальность, благодаря которым она воздействует на зрителя еще издали. По мере приближения к иконе постепенно раскрываются ее детали, точно найденные в композиционном и колористическом отношениях. На светлом, золотистом, точно залитом мягким, трепещущим светом архитектурном фоне развернута сцена Благовещения. Фигуры, очерченные четкими линиями, не кажутся плоскими; они объемны, массивны и материальны. В позах и жестах фигур много живости: удивленно вскинула голову служанка, легко склонила чело Богоматерь, порывисто, не касаясь земли, приближается архангел. Колорит выдержан в глубоких тонах краснокирпичного, темно-коричневого, темно-зеленого и темно-охристого цветов. Только два ярко-алых пятна введены в композицию: это перекинутый между башенками длинный велум, который своим динамичным изгибом повторяет наклон фигуры Богоматери, и красная шаль на маленькой служанке, сидящей у ног Девы. Одежда ангела украшена широкой орнаментальной, тонко выписанной каймой.
Двадцать четыре клейма ожерельем окружают средник. Они воспринимаются как единая орнаментальная кайма, чему содействует обобщенность колорита, также основанного на красно-коричневых и золотисто-охристых оттенках (только местами вкраплены красно-киноварные светящиеся пятна). Художник и здесь большое внимание уделил четкости силуэтов. Изображения многочисленных человеческих фигур, одетых преимущественно в темные одежды, и коней ясно читаются на светлом, золотом фоне. Это говорит о том, что икона была рассчитана на восприятие молящимися с различных расстояний при слабом мерцающем свете. И в рисунке, и в особой звучности колорита многое идет от манеры, которой придерживались последователи Дионисия.
Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.10
Ярославские чудотворцы
Жены мироносицы