МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Благовещение с акафистом из ярославского Спасо-Преображенского собора
Дата создания: Первая половина XVI века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Новый Рим. Замок Св. Ангела
Портрет А. С. Пушкина
Итальянский полдень
Последний день Помпеи
Аполлон, Гиацинт и Кипарис

Созданные в то же время
Шестоднев
Сергий Радонежский с житием
Спас
Трапезная Андроникова монастыря
Собор Архангела Михаила в Московском Кремле

Того же типа
На севере диком...
Вечерний звон
Владимирка
Голгофа
Над вечным покоем

В том же жанре
Георгий с житием
Благовещение с акафистом из ярославского Спасо-Преображенского собора
Богоматерь Оранта из Мирожского монастыря
Огненное восхождение пророка Илии
Иоанн Предтеча из Деисуса


Произведение
Дворец на Елагином острове
Дворец на Елагином острове


Персоналия
Пушкин Александр Сергеевич
Пушкин Александр Сергеевич


Благовещение с Акафистом. Икона из Спасо-Преображенского собора
Благовещение с Акафистом. Икона из Спасо-Преображенского собора


   Из икон Спасо-Преображенского собора сохранилась еще одна, датируемая первой половиной XVI века, — "Благовещение с акафистом". По композиции она напоминает житийные иконы, завезенные на Русь еще из Византии и получившие у нас распространение значительно большее (особенно в XVI—XVII веках), чем некогда у себя на родине. Именно этот тип икон позволял художникам развернуть подробный рассказ, включив в него многочисленные сцены жанрового характера, что отвечало общему повествовательному направлению искусства того времени.
    Икона
"Благовещение с акафистом" представляет собой высокий образец русской иконописи. В ней прекрасно сочетаются необычайная декоративность и монументальность, благодаря которым она воздействует на зрителя еще издали. По мере приближения к иконе постепенно раскрываются ее детали, точно найденные в композиционном и колористическом отношениях. На светлом, золотистом, точно залитом мягким, трепещущим светом архитектурном фоне развернута сцена Благовещения. Фигуры, очерченные четкими линиями, не кажутся плоскими; они объемны, массивны и материальны. В позах и жестах фигур много живости: удивленно вскинула голову служанка, легко склонила чело Богоматерь, порывисто, не касаясь земли, приближается архангел. Колорит выдержан в глубоких тонах краснокирпичного, темно-коричневого, темно-зеленого и темно-охристого цветов. Только два ярко-алых пятна введены в композицию: это перекинутый между башенками длинный велум, который своим динамичным изгибом повторяет наклон фигуры Богоматери, и красная шаль на маленькой служанке, сидящей у ног Девы. Одежда ангела украшена широкой орнаментальной, тонко выписанной каймой.
    Двадцать четыре клейма ожерельем окружают средник. Они воспринимаются как единая орнаментальная кайма, чему содействует обобщенность колорита, также основанного на красно-коричневых и золотисто-охристых оттенках (только местами вкраплены красно-киноварные светящиеся пятна). Художник и здесь большое внимание уделил четкости силуэтов. Изображения многочисленных человеческих фигур, одетых преимущественно в темные одежды, и коней ясно читаются на светлом, золотом фоне. Это говорит о том, что икона была рассчитана на восприятие молящимися с различных расстояний при слабом мерцающем свете. И в рисунке, и в особой звучности колорита многое идет от манеры, которой придерживались последователи Дионисия.

Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.10



Ярославские чудотворцы
Жены мироносицы




 



  (c) портал "Культура России"