МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Ярославские чудотворцы
Дата создания: Первая половина XVI века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Митрополит Алексий
Митрополит Петр
Георгий с житием
Благовещение с акафистом из ярославского Спасо-Преображенского собора
Богоматерь Оранта из Мирожского монастыря

Созданные в то же время
Собор Архангела Михаила в Московском Кремле
Колокольня Ивана Великого
Собор Спасо-Преображения в Ярославле
Апостол Павел. Из деисусного чина
Рождество Христово

Того же типа
Чудо Георгия о Змие
Богоматерь Мати-молебница
Распятие
Троица
Иоанн Предтеча из Николо-Пешношского монастыря

В том же жанре
Богоматерь "Умиление" из Успенского собора
Св. Параскева, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий
Дмитрий Солунский
Ветхозаветная Троица
Илья пророк


Произведение
Большой Кремлевский дворец
Большой Кремлевский дворец


Персоналия
Гердт Зиновий Ефимович
Гердт Зиновий Ефимович



   Большая икона "Ярославские чудотворцы" (132 X 108 см) предопределила в какой-то мере те новые художественные тенденции, которые впоследствии, уже в XVII веке, найдут особенно широкое распространение именно в Ярославле. Икона воспринимается как большая декоративно-орнаментальная композиция. Если в "Благовещении с акафистом" средник занимал центральное и наибольшее по площади место, то здесь он не столь велик и представляет собой, скорее, крупное завершающее клеймо среди других клейм, в два ряда покрывающих основную площадь иконы. Клейма достаточно крупные, большинство из них (двадцать четыре из тридцати шести), изображающие смерть Федора и его сыновей, их погребение и чудеса у открытых мощей, имеют идентичную композицию, в которой главное место занимает гробница князя. Такая многократность композиционного повторения создает своеобразие ритмического строя иконы "Ярославские чудотворцы".
    В середине статуарно возвышаются три фигуры: высокая — князя и две меньшие по сторонам от него — сыновей. Принцип силуэтности изображений, лежащий в основе манеры исполнения, осуществляется с помощью сильного контраста между светлым фоном и темным плетением изображений, которые в общей массе воспринимаются как орнаментальная вязь, напоминающая ковер.
    Красочная палитра иконы строга, в ней преобладают коричнево-вишневые и черно-зеленые тона, среди которых пламенеет киноварь. Введенные в палитру бирюзовые и сиреневорозовые разбеленные краски в сочетании с голубыми пробелами и нежно-голубоватым фоном придают иконе перламутровый оттенок. Очень важную роль в колорите играет также белый цвет храмов.
    Из клейм наиболее интересны те, в которых изображены сцены жития князя (его рождение, приезд в Ярославль, пребывание в стане Менгу-Тимура, женитьба на татарской княжне, ее крещение и т. п.). В них художник смело вводит бытовые черточки, взятые непосредственно из окружающей жизни. Тонко выписаны лица князя и его сыновей, наделенные некоторыми индивидуальными чертами. Любовь ярославцев к изысканной орнаментике сказалась в тщательной прорисовке узорной отделки на одеждах князя, княжичей и других персонажей.
    Есть предположение, что икона "Ярославские чудотворцы" была написана по предварительно выполненному эскизу, который также хранится в Ярославском музее. Об этом говорит тождественность композиций обеих икон. Но первоначальный вариант отличается большей живостью и непосредственностью исполнения, а также яркостью колорита, в котором большую роль играют бледно-киноварные и зеленые тона.

Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.10



Благовещение с акафистом из ярославского Спасо-Преображенского собора
Жены мироносицы




 



  (c) портал "Культура России"