МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Фрески Успенского собора Московского Кремля
Дата создания: Конец XV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Фрески церкви Федоровской Богоматери
Портрет К.А.Хрипунова
Портрет Хрипуновой
Портрет императрицы Екатерины II
Портрет В. И. Майкова

Созданные в то же время
Митрополит Алексий
Митрополит Петр

Того же типа
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Московский дворик
Рожь
Автопортрет
Осенний день. Сокольники

В том же жанре
Фрески церкви Николы Надеина в Ярославле
Росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле
Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле
Фрески церкви Воскресения в Ярославле
Росписи церкви Спаса на Городу


Произведение
Трапезная с церковью Сергия в Троице-Сергиевой лавре
Трапезная с церковью Сергия в Троице-Сергиевой лавре


Персоналия
Федотов Павел Андреевич
Федотов Павел Андреевич


Автор: Дионисий и мастерская


   Сейчас трудно установить, почему целых два года после освящения Успенский собор стоял нерасписанный. Известно, что только в 1481 году ростовский архиепископ Вассиан Рыло дал сто рублей на роспись храма крупнейшему тогда живописцу Дионисию с его помощниками—Тимофеем, Ярцем и Коней.
    Дионисий был виднейшим представителем московской живописной школы последней четверти XV—начала XVI века. В его творчестве нашли отражение лучшие художественные искания той эпохи. Образы икон и фресок кисти великого мастера несут черты нравственной
чистоты, благородства, большой внутренней задушевности. Они как бы призваны воздействовать на все лучшее, что есть в человеческой душе. Не случайно письменные источники свидетельствуют, что Дионисий пользовался большой известностью и любовью в народе. Живопись этого художника необычно изысканна и, несмотря на свойственный ей мягкий лиризм, торжественна. Эти черты присущи всем художникам его круга и, в частности, его сыновьям Феодосию и Владимиру, которых Дионисий обучил живописи и вместе с которыми украсил замечательными фресками Ферапонтов монастырь и многие другие церкви. Естественно, что именно Дионисию была поручена роспись главного храма России—Успенского собора.
    Каменная преграда высотой около 3,5 м отделяла восточную часть храма — алтарь. На высоте 2,5 м от пола Дионисий с помощниками написал на преграде поясные изображения двадцати трех "преподобных" — наиболее активных деятелей церкви первых веков ее существования. Расписаны были также стены и своды алтаря и приделов за преградой. Отдельные фрагменты этой первоначальной росписи дошли до наших дней.
    В приделах, примыкающих к алтарю с южной стороны. Дмитровском и Похвальском, сохранились композиции, выполненные, возможно, самим Дионисием,— "Рождество Иоанна Предтечи", "Похвала Богоматери" и "Поклонение волхвов". Написанная в нежных и мягких тонах—сиренево-розовом, голубом, желтоватом, с легко наложенными светлыми бликами,— композиция "Поклонение волхвов" отличается поэтичностью.
    К северу от алтаря, в Петропавловском приделе и в жертвеннике, частично сохранились росписи "Апостол Петр исцели недужных", "Семь спящих отроков эфесских", "Три отрока в пещи огненной" и "Сорок мучеников севастийских". По древней византийской легенде, сорок воинов из Севастии ревностно исповедовали христианскую религию. Прознавший об этом император Лициний подверг их страшным пыткам, но, презрев все муки, воины остались верны своим убеждениям. Культ этих стойких воинов был очень популярен на Руси с древнейших времен. Их поясные изображения украшают арочные своды алтаря Софии Киевской (XI в.) и Кирилловской церкви (первая половина XII в.). В Успенском соборе художник изобразил обнаженные фигуры мучеников в водах замерзающего озера. До наших дней сохранилось всего двадцать четыре фигуры. Но каждой из них приданы индивидуальные черты человека, способного величайшим напряжением духа преодолеть любые физические страдания и остаться верным идее.

Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. М.. Искусство. 1987. С.159



Дионисий




 



  (c) портал "Культура России"