МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Фрески Успенского собора Московского Кремля
Дата создания: Середина XVII века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Фрески церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Фрески церкви Благовещения в Ярославле
Фрески церкви Федоровской Богоматери
Портрет К.А.Хрипунова
Портрет Хрипуновой

Созданные в то же время
Фрески церкви Николы Надеина в Ярославле
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Церковь Рождества Богоматери "в Путинках"
Церковь Георгия в Ендове
Богоматерь Толгская. Икона из Толгского монастыря

Того же типа
Никола Зарайский. Житийная икона
Росписи церкви Спаса на Городу
Росписи церкви Богоявления
Фрески церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Фрески церкви Благовещения в Ярославле

В том же жанре
Фрески церкви Спаса на Ильине улице
Фрески церкви Николы Надеина в Ярославле
Росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле
Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле
Фрески церкви Воскресения в Ярославле


Произведение
Церковь Преображения в усадьбе Пехра-Яковлевское
Церковь Преображения в усадьбе Пехра-Яковлевское


Персоналия
Блок Александр Александрович
Блок Александр Александрович


Автор: Паисеин Иван


   В конце XV в., помимо росписи восточной стороны храма, Дионисий с помощниками написал иконы для иконостаса, поднимавшегося над алтарной преградой. Северная, южная и западная стены, по-видимому, остались белыми. И лишь в 1513 году Василий III, как бы продолжая дело своего отца, повелел расписать храм целиком. Каким он стал тогда, мы, к сожалению, представить не можем. Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески.
    В 1642 году было принято решение расписать
Успенский собор заново. По царскому указу из различных городов страны в Москву приехали более ста живописцев. Надзирать за ними и руководить всеми работами поручили иконописцу Ивану Паисеину. Два года трудились мастера. Можно предположить, что они сделали переводы со старых фресок и, соблюдая старые композиции и сюжеты, расписали храм заново. Только еще пышнее и богаче. По свидетельству современника, лишь на позолоту фонов израсходовали свыше двухсот тысяч тонких листов золота.
    Так как Успенский собор посвящен особо почитавшемуся на Руси культу Богоматери, то два яруса росписей на северной и южной стенах храма отданы сценам на темы ее жизни. Нижний ярус фресок воспроизводит подлинные исторические события — семь Вселенских соборов, на которых были выработаны и утверждены догматы веры. На западной стене — "Страшный суд" с картинами ужасных мук грешников и отступников.
    Через восемь лет после окончания росписи храма живописцы из Троице-Сергиева монастыря создали новый, существующий и ныне иконостас. Только в нижнем ряду, позже получившем название "местного", да еще в киотах вдоль северной и южной стен были оставлены иконы старые, находившиеся в соборе, возможно, с тех времен, когда Москва стала самостоятельным княжеством. Остались также и те иконы, что были привезены в разное время из других городов страны.

Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. М.. Искусство. 1987. С.159



Успенский собор Московского Кремля




 



  (c) портал "Культура России"