МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Фрески Успенского собора Московского Кремля
Дата создания: Середина XVII века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Фрески церкви Успения на Волотовом поле
Серафим между архангелами Рафаилом и Михаилом
Фрески церкви Спаса на Ильине улице
Богоматерь Донская
Дмитрий Солунский

Созданные в то же время
Фрески церкви Николы Надеина в Ярославле
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Церковь Рождества Богоматери "в Путинках"
Церковь Георгия в Ендове
Богоматерь Толгская. Икона из Толгского монастыря

Того же типа
Успение со святыми Владимиром, Борисом и Глебом
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Спас в силах из Успенского собора во Влалимире
Вознесение из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
Архангел Михаил с житием

В том же жанре
Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Фрагмент
Фрески церкви Успения на Волотовом поле
Серафим между архангелами Рафаилом и Михаилом
Фрески церкви Спаса на Ильине улице
Фрески церкви Николы Надеина в Ярославле


Произведение
Иван Грозный
Иван Грозный


Персоналия
Бородин Александр Порфирьевич
Бородин Александр Порфирьевич


Автор: Паисеин Иван


   В конце XV в., помимо росписи восточной стороны храма, Дионисий с помощниками написал иконы для иконостаса, поднимавшегося над алтарной преградой. Северная, южная и западная стены, по-видимому, остались белыми. И лишь в 1513 году Василий III, как бы продолжая дело своего отца, повелел расписать храм целиком. Каким он стал тогда, мы, к сожалению, представить не можем. Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески.
    В 1642 году было принято решение расписать
Успенский собор заново. По царскому указу из различных городов страны в Москву приехали более ста живописцев. Надзирать за ними и руководить всеми работами поручили иконописцу Ивану Паисеину. Два года трудились мастера. Можно предположить, что они сделали переводы со старых фресок и, соблюдая старые композиции и сюжеты, расписали храм заново. Только еще пышнее и богаче. По свидетельству современника, лишь на позолоту фонов израсходовали свыше двухсот тысяч тонких листов золота.
    Так как Успенский собор посвящен особо почитавшемуся на Руси культу Богоматери, то два яруса росписей на северной и южной стенах храма отданы сценам на темы ее жизни. Нижний ярус фресок воспроизводит подлинные исторические события — семь Вселенских соборов, на которых были выработаны и утверждены догматы веры. На западной стене — "Страшный суд" с картинами ужасных мук грешников и отступников.
    Через восемь лет после окончания росписи храма живописцы из Троице-Сергиева монастыря создали новый, существующий и ныне иконостас. Только в нижнем ряду, позже получившем название "местного", да еще в киотах вдоль северной и южной стен были оставлены иконы старые, находившиеся в соборе, возможно, с тех времен, когда Москва стала самостоятельным княжеством. Остались также и те иконы, что были привезены в разное время из других городов страны.

Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. М.. Искусство. 1987. С.159



Успенский собор Московского Кремля




 



  (c) портал "Культура России"