МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Фрески церкви Рождества Христова на Волге в Ярославле
Дата создания: 1683г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Серафим между архангелами Рафаилом и Михаилом
Фрески церкви Спаса на Ильине улице
Богоматерь Донская
Дмитрий Солунский
Архангел Гавриил из Деисуса

Того же типа
Фрески церкви Федоровской Богоматери
Портрет К.А.Хрипунова
Портрет Хрипуновой
Портрет императрицы Екатерины II
Портрет В. И. Майкова

В том же жанре
Росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле
Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле
Фрески церкви Воскресения в Ярославле
Росписи церкви Спаса на Городу
Росписи церкви Богоявления


Произведение
Иван Сусанин
Иван Сусанин


Персоналия
Иванов Александр Андреевич
Иванов Александр Андреевич


Автор: Дмитрий Семенов, Федор Игнатьев (?)


   Спустя сорок лет после завершения строительства храм Рождества Христова был расписан (1683). Несмотря на то, что фрески выполнялись почти одновременно с ильинскими, они сильно отличаются от последних. Мастера-живописцы Рождественской церкви неизвестны, но некоторые исследователи, судя по стилю росписи, предполагают, что в этой работе принимали участие ярославские изографы Дмитрий Семенов и Федор Игнатьев.
    Система росписи та же, что и в предыдущих памятниках. В алтаре помещены росписи на литургические темы, в куполе —
Христос Вседержитель. Южная и северная стелы разбиты разгранками на семь горизонтальных ярусов (не считая пелены), из которых пять — сюжетные, шестой — летопись, а нижний — орнаментальный. На западной стене сюжетных фризов только четыре, а вместо пятого, летописи и орнаментального — две большие композиции: на северной части — единственная в своем роде "Всякое дыхание да хвалит господа", а на южной — "Страшный суд". На сводах и в верхних ярусах помещены композиции на темы Евангелия и притч. Ниже идет сложный многоэпизодовый рассказ о мученических кончинах апостолов, о смертельном поединке двух юношей изза девицы Александры и о ее казни, о том, как иконописец Алимпий Печерский писал икону Богоматери. В последних сценах много жанровых подробностей, занимательных эпизодов и фигур. К последним относится изображение дьявола, соблазняющего Алимпия. Тема Страшного суда появилась здесь скорее как дань старой традиции, чем в результате живого к ней интереса. Изменилась и трактовка сцен Страшного суда. Несомненно, художника больше привлекали картины, изображающие праведников, нежели мучения грешников.
    Самой примечательной фреской не только в Рождественском храме, но и во всей ярославской монументальной живописи, является великолепная композиция "Всякое дыхание да хвалит господа", развернутая рядом со сценой "Страшный суд". В этой замечательной росписи особенно сильно сказалось свойственное русскому художнику XVII века поэтическое видение природы, ощущение ее красоты и многообразия. Прозрачный голубовато-жемчужный колорит фрески дополнен нежно-розовыми, сиреневыми, золотисто-светлыми тонами. Благодаря этому создается впечатление, что погруженный в предутреннюю мглу фантастический лес словно начинает оживать, тронутый первыми лучами солнца. Грациозные силуэты легких березок с трепещущей листвой контрастируют с пышными кронами сказочных яблонь, увешанных золотистыми плодами. Рядом с березами и яблонями торжественно распахнула широким веером резные листья заморская пальма. Среди веток деревьев, среди сказочных цветов и тонких трав мелькает пестрое оперение птиц. Серна, фантастический грифон, змея и лев мирно соседствуют рядом с розовой домашней свинкой. Люди в нарядных русских одеждах дополняют эту картину — воплощенный гимн земной радости.

Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.51



Фрески церкви Николы Надеина в Ярославле
Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле
Росписи церкви Иоанна Златоуста в Коровниках
Церковь Рождества Христова на Волге в Ярославле




 



  (c) портал "Культура России"