Автор: Псовские и московские мастера
В северо-западном углу площади, укрывшись за Грановитой палатой и громадой Успенского собора, стоит небольшая однокупольная изящная церковь.
Первое упоминание о ней относится к середине XV столетия, когда в жизни Русского государства случились важные события. В 1448 году Москва впервые без согласия константинопольского патриарха избрала главу русской церкви—митрополита Иону. То был серьезный шаг к утверждению полной самостоятельности Московского государства. А в 1451 году король литовский и польский Казимир, владевший юго-западными русскими землями, вынужден был после длительного перерыва признать митрополита московского Иону митрополитом киевским и всея Руси. Это было официальное признание Западом возросшего могущества Москвы.
Не исключено, что именно в честь столь знаменательных событий и была воздвигнута новая церковь.
Закладка ее состоялась 2 июля, в день христианского праздника перенесения ризы Богоматери из Палестины в Константинополь. Перенесение, по легенде, происходило в середине V века, но каждый год это событие торжественно отмечалось. В честь праздника новая церковь получила название "Положения ризы Богоматери", то есть "Ризположения".
Церковь воздвигли около нового каменного митрополичьего дворца—первого каменного гражданского строения в Кремле. Она сразу же стала домашним храмом русских митрополитов. Однако сильный московский пожар 1473 года изрядно повредил и каменный дворец и новую церковь. В 1484 году митрополит Геронтий на месте пострадавшей церкви закладывает новую, поручив всю работу опытным псковским мастерам. Любопытно, что строительство новых домовых храмов великого князя и митрополита начинается одновременно.
На высоком, вместительном подклете, возможно, предназначенном для хранения митрополичьей казны, возвели псковские зодчие небольшой стройный и легкий трехапсидный храм с широким гульбищем. В середине XVII столетия северное гульбище перекрыли и сделали переход из царицыных палат в Успенский собор. В XVIII веке церковь обстроили с юга и запада небольшими приделами, а в XIX веке позакомарное покрытие заменили обычной четырехскатной крышей. И только в Советское время древнему памятнику архитектуры возвратили его первоначальный облик. Реставрационные работы начались в 1919 году и длились с перерывами четыре с лишним десятилетия.
Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. М.. Искусство. 1987. С.203
Иконостас церкви Ризположения в Московском Кремле
Фрески церкви Ризположения в Московском Кремле
Благовещенский собор Московского Кремля