МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Вознесения в Коломенском
Дата создания: 1532г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Борисоглебский собор в Чернигове
Церковь Петра и Павла в Смоленске
Церковь Пантелеймона в Галиче
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
Дворец в Боголюбово

Созданные в то же время
Церковь Вознесения в Коломенском
Евангелие из Елеазарова монастыря

В том же жанре
Церковь Спаса на Берестове
Собор Софии в Новгороде
Успенский собор Елецкого монастыря
Собор Софии в Киеве
Борисоглебский собор в Чернигове


Произведение
Успенский собор на Городке в Звенигороде
Успенский собор на Городке в Звенигороде


Персоналия
Истомина Авдотья Ильинична
Истомина Авдотья Ильинична


Церковь Вознесения в Коломенском
Церковь Вознесения в Коломенском
Автор: Петрок Малый (?)


   Гениальным архитектурным произведением шатрового типа является церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, построенная Василием III в честь рождения долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного). В ней идеи единства, динамического нарастания и свободного взлета, скромно проявившиеся в сооружениях раннемосковской архитектуры, получили новое истолкование и законченное архитектурное выражение. Волей безвестного гения с крутого берега Москвы-реки взметнулся ввысь храм невиданной смелости и изумительной красоты. Словно каменные корни, раскинулись по земле живописные марши его лестниц, ведущих на гульбище. С предельной напряженностью устремился к облакам его могучий крестообразный в плане "столп", увенчанный ярусной системой убывающих кокошников. Подобно стреле неудержимо рвется ввысь его одетый в каменную сетку гигантский шатер, опирающийся на стройный восьмерик. И уже совсем растворяется в воздухе его небольшая, почти незаметная главка, увенчанная крестом. Глубокая насыщенность художественного образа, гармонично сочетающего новое с важнейшими достижениями русской архитектуры прошлого, монументальная простота, органическое единство масс, предельная острота силуэта, стройность "спаянных" объемов, безупречные пропорции, изящество форм и лаконизм деталей — все это ставит Вознесенскую церковь в первый ряд выдающихся произведений мировой архитектуры. В динамике стремительного взлета совершенно стерлось церковное назначение этой удивительной постройки. На небольшом основании, занимающем крайне ничтожную площадь, зодчий поставил не храм, а торжественный обелиск, уподобив его гигантскому сталагмиту. Явившийся наиболее ярким архитектурным выражением значительного этапа в развитии русской государственности, шатровый храм быстро получает затем самую широкую распространенность, а непревзойденная по своей изумительной красоте, изяществу архитектурных форм и силе эмоционального воздействия церковь Вознесения в Коломенском, воздвигнутая "вверх на деревянное дело", превращается в художественный идеал многих русских зодчих.

Косточкин В. Древнерусские города. М., Искусство. 1972. С.20






 



  (c) портал "Культура России"