МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Дата создания: Начало XVI века


Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Колокольня Ивана Великого
Собор Спасо-Преображения в Ярославле
Церковь Вознесения в Коломенском
Храм Василия Блаженного
Успенский собор во Владимире

Созданные в то же время
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Распятие
Шестоднев
Сергий Радонежский с житием
Трапезная Андроникова монастыря

В том же жанре
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле
Петропавловская крепость
Петровские ворота
Ансамбль стрелки Васильевского острова


Произведение
Блюдо. Завод Гребенщикова, Москва
Блюдо. Завод Гребенщикова, Москва


Персоналия
Мусоргский Модест Петрович
Мусоргский Модест Петрович


Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле


   Рассматривать архитектуру новых сооружений Спасо-Преображенского монастыря, не касаясь основных тенденций, господствовавших в то время в московском зодчестве, было бы неверным, поскольку последние нашли также свое отражение и в ярославских постройках.
    Московская архитектурная школа постепенно становится ведущей, выражая идеологические и эстетические тенденции молодой столицы централизованного русского государства. Опираясь на художественные традиции владимиро-суздальской культуры, столичные зодчие обращаются к решению новых задач: они создают крупные архитектурные ансамбли — достойное воплощение мощи объединенной Руси. Особенно
плодотворным для развития русской национальной архитектуры был период княжения Ивана III, его сына Василия Ш и внука — Ивана Грозного (вторая половина XV—первая половина XVI века). Именно тогда создается новый грандиозный ансамбль каменного Московского Кремля с его знаменитыми Успенским, Благовещенским и Архангельским соборами, колокольней Ивана Великого, стенами и башнями, строятся дворцы и загородные храмы, монастыри и дома крупных бояр.
    Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, созданный почти заново в начале XVI века по распоряжению Ивана III и при участии московских зодчих, отвечал уровню лучших столичных сооружений.
    Монастырь-крепость, выдержавший тяжелейшую вражескую осаду — двадцатичетырехдневную оборону в период литовско-польской интервенции (XVII век), делали непреступным глубокие рвы с водой, высокие каменные стены с бойницами, массивные квадратные башни, из которых две — Угличская и Богородицкая — сохранились и поныне. Самая мощная и крупная боевая башня, приспособленная для длительной обороны, поднималась над аркой Святых ворот, которые в свою очередь имели дополнительные боевые укрепления.
    Планировка центра монастыря, задуманная в XVI веке, говорит о цельности композиционного замысла. Торжественный въезд через вновь выстроенные в 1516 году каменные Святые ворота вел к небольшой площади, которую с одной стороны замыкали здания трапезной и настоятельских покоев, а с другой — главное здание всего комплекса — собор Спасо-Преображения.

Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.10



Святые ворота Ярославского Спасо-Преображенского монастрыя
Трапезная и настоятельские покои Ярославского Спасо-Преображенского монастыря
Собор Спасо-Преображения в Ярославле




 



  (c) портал "Культура России"